Авторизация:
База данных номеров наград

Открытая база наград и награждений СССР

Каталог орденов и медалей России

Общий список наград РФ

Каталог орденов и медалей СССР

Общий список наград СССР

Почетные звания Российской Федерации

Поиск наград

Доска объявлений для, кто потерял или хочет вернуть найденную награду

Главная » Новости

Ленинградская блокада

8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада, которую проводили немецкие войска для того, чтобы сломить сопротивление защитников города. Продолжалась она до 27 января 1944 года.

Когда руководство немецко-фашистской армии планировало нападение на СССР, захват Ленинграда рассматривался как очень важное мероприятие. Этот захват планировалось сделать силами группы армий «Север» из восточной Пруссии и с юго-востока Финляндии.  Планировалось уничтожение советских войск, которые находились в Прибалтике, овладение портами на Балтийском море, в том числе Ленинградом и Кронштадтом. Таким образом, фашисты получили бы удобные сухопутные и морские пути для организации снабжения своих войск и возможность ударить по войскам Красной Армии, которые прикрывали Москву с тыла. Наступать на Ленинград немецко-фашистские войска начали 10 июля 1941 года, а в августе ожесточенные сражения шли уже в ближайших пригородах Ленинграда.  30 августа немецкие войска смогли перекрыть железные дороги, которые связывали город на Неве со страной.

К 8 сентября немецко-фашистским войскам удалось овладеть Шлиссельбургом и таким образом Ленинград был оторван от страны полностью. Единственными способами поддержания сообщения Ленинграда с остальной частью страны стали воздушное сообщение и Ладожское озеро. Через Ладогу проходила единственная дорога, которая связывала блокадный Ленинград со страной, — Дорога жизни. Во время навигации перевозки осуществлялись кораблями Ладожской военной флотилии и судами Северо-западного речного пароходства, а  зимой — автотранспортом по дороге, проведенной прямо по льду.

Часто немецкие войска пытались овладеть городом, однако так и не могли прорвать советскую оборону внутри блокадного кольца. Именно тогда и было решено взять город измором. Немецкое командование планировало стереть Ленинград с лица земли, его население должно было умереть от холода и голода. Чтобы осуществить этот план фашисты постоянно бомбили и обстреливали Ленинград.  Множество зданий было разрушено во время этих бомбежек и обстрелов.

Для жителей и войск, оборонявших город создалось очень тяжелое положение.  Была уверенность, что враг не захватит город, поэтому темпы эвакуации были медленными: во время блокады в Ленинграде оказалось около 3 миллионов человек, в том числе 400 тысяч детей.

В городе была введена карточная система выдачи продовольствия, норма по которой постоянно сокращались. Так в декабре 1941 года рабочему выдавали только 250 граммов хлеба в день, служащим, детям и старикам по 125 граммов. Хлеб был сырой, на 40 процентов состоявший из примесей. Такой хлеб был практически единственным продуктом питания, другие продукты выдавались очень редко и в очень малых количествах.

Положение людей усложнялось тем, что запасы топлива перед зимой практически закончились. Остановилась подача электроэнергии, прекратилась работа общественного электротранспорта.

По проложенной по Ладожскому озеру в ноябре 1941 года Дороге жизни в Ленинград доставлялось продовольствие, медикаменты, топливо, а из города тем же маршрутом шла эвакуация нетрудоспособных, раненых, больных. С января по апрель 1942 года эвакуировано больше полумиллиона человек. Трасса работала невзирая на постоянные бомбежки, обстрелы. Когда Ладожская трасса заработала увеличился хлебный паек до 200-350 граммов в день.

В январе 1942 года начались сильные морозы, из-за которых перестало работать центральное водоснабжение, отопление и канализация.  В жилых домах установили временные печки, за водой жители ходили к речкам и каналам. Деревянные здания было решено разобрать на топливо.

Здоровье людей портилось под влиянием плохого питания, холодов, постоянного нервного напряжения и длительных пеших перемещений с работы и на работу. Постоянно росла смертность. Для ослабленных людей работали стационары. Работали детские дома и ясли для детей.

После героического преодоления блокадной зимы ленинградцы весной 1942 года работали на санитарной очистке города. Благодаря началу водных перевозок по Ладожскому озеру стало возможным возрождение городского хозяйства. По дну Ладоги летом проложили трубопровод, а осенью -электрокабель. В декабре 1942 года возобновили электроснабжение жилых домов.

Несмотря на тяжелые условия для жизни, ленинградцы работали — давали фронту обмундирование, боеприпасы, вооружение и снаряжение. Было сформировано 10 дивизий народного ополчения, из которых 7 стали кадровыми. За 1941—1944 годы в городе отремонтировали 1500 самолетов, 2000 танков,4650 полевых и морских орудий, было произведено 225 000 автоматов. 7 500 000 мин и снарядов.

Советские войска постоянно делали попытки прорвать блокадное кольцо, но удалось это только в январе 1943 года. В результате получился коридор шириной 8-11 километров, с помощью которого смогли восстановить сухопутную связь Ленинграда и страны. За 17 дней по этому коридору были проложены автомобильная и железная дороги. После установления сухопутного сообщения положение ленинградцев улучшилось.

Полностью Ленинградскую блокаду сняли во время Ленинградско-Новгородской операции, которую советские войска проводили с 14 января по 1 марта 1944 года.  Так были провалены планы гитлеровского командования полностью уничтожить Ленинград и вынудить капитулировать советские войска.

Днем полного освобождения Ленинграда от блокады стал 27 января. В этот день в городе был дан праздничный салют — это единственный случай, когда салюты во время Великой Отечественной войны проводились не в Москве.

После 7-дневных боёв. прорвали блокаду Ленинграда

После 7-дневных боёв. прорвали блокаду Ленинграда

8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада, которую проводили немецкие войска для того, чтобы сломить сопротивление защитников города. Продолжалась она до 27 января 1944 года.

Когда руководство немецко-фашистской армии планировало нападение на СССР, захват Ленинграда рассматривался как очень важное мероприятие. Этот захват планировалось сделать силами группы армий «Север» из восточной Пруссии и с юго-востока Финляндии.  Планировалось уничтожение советских войск, которые находились в Прибалтике, овладение портами на Балтийском море, в том числе Ленинградом и Кронштадтом. Таким образом, фашисты получили бы удобные сухопутные и морские пути для организации снабжения своих войск и возможность ударить по войскам Красной Армии, которые прикрывали Москву с тыла. Наступать на Ленинград немецко-фашистские войска начали 10 июля 1941 года, а в августе ожесточенные сражения шли уже в ближайших пригородах Ленинграда.  30 августа немецкие войска смогли перекрыть железные дороги, которые связывали город на Неве со страной.

К 8 сентября немецко-фашистским войскам удалось овладеть Шлиссельбургом и таким образом Ленинград был оторван от страны полностью. Единственными способами поддержания сообщения Ленинграда с остальной частью страны стали воздушное сообщение и Ладожское озеро. Через Ладогу проходила единственная дорога, которая связывала блокадный Ленинград со страной, — Дорога жизни. Во время навигации перевозки осуществлялись кораблями Ладожской военной флотилии и судами Северо-западного речного пароходства, а  зимой — автотранспортом по дороге, проведенной прямо по льду.

Часто немецкие войска пытались овладеть городом, однако так и не могли прорвать советскую оборону внутри блокадного кольца. Именно тогда и было решено взять город измором. Немецкое командование планировало стереть Ленинград с лица земли, его население должно было умереть от холода и голода. Чтобы осуществить этот план фашисты постоянно бомбили и обстреливали Ленинград.  Множество зданий было разрушено во время этих бомбежек и обстрелов.

Для жителей и войск, оборонявших город создалось очень тяжелое положение.  Была уверенность, что враг не захватит город, поэтому темпы эвакуации были медленными: во время блокады в Ленинграде оказалось около 3 миллионов человек, в том числе 400 тысяч детей.

В городе была введена карточная система выдачи продовольствия, норма по которой постоянно сокращались. Так в декабре 1941 года рабочему выдавали только 250 граммов хлеба в день, служащим, детям и старикам по 125 граммов. Хлеб был сырой, на 40 процентов состоявший из примесей. Такой хлеб был практически единственным продуктом питания, другие продукты выдавались очень редко и в очень малых количествах.

Положение людей усложнялось тем, что запасы топлива перед зимой практически закончились. Остановилась подача электроэнергии, прекратилась работа общественного электротранспорта.

По проложенной по Ладожскому озеру в ноябре 1941 года Дороге жизни в Ленинград доставлялось продовольствие, медикаменты, топливо, а из города тем же маршрутом шла эвакуация нетрудоспособных, раненых, больных. С января по апрель 1942 года эвакуировано больше полумиллиона человек. Трасса работала невзирая на постоянные бомбежки, обстрелы. Когда Ладожская трасса заработала увеличился хлебный паек до 200-350 граммов в день.

В январе 1942 года начались сильные морозы, из-за которых перестало работать центральное водоснабжение, отопление и канализация.  В жилых домах установили временные печки, за водой жители ходили к речкам и каналам. Деревянные здания было решено разобрать на топливо.

Здоровье людей портилось под влиянием плохого питания, холодов, постоянного нервного напряжения и длительных пеших перемещений с работы и на работу. Постоянно росла смертность. Для ослабленных людей работали стационары. Работали детские дома и ясли для детей.

После героического преодоления блокадной зимы ленинградцы весной 1942 года работали на санитарной очистке города. Благодаря началу водных перевозок по Ладожскому озеру стало возможным возрождение городского хозяйства. По дну Ладоги летом проложили трубопровод, а осенью -электрокабель. В декабре 1942 года возобновили электроснабжение жилых домов.

Несмотря на тяжелые условия для жизни, ленинградцы работали — давали фронту обмундирование, боеприпасы, вооружение и снаряжение. Было сформировано 10 дивизий народного ополчения, из которых 7 стали кадровыми. За 1941—1944 годы в городе отремонтировали 1500 самолетов, 2000 танков,4650 полевых и морских орудий, было произведено 225 000 автоматов. 7 500 000 мин и снарядов.

Советские войска постоянно делали попытки прорвать блокадное кольцо, но удалось это только в январе 1943 года. В результате получился коридор шириной 8-11 километров, с помощью которого смогли восстановить сухопутную связь Ленинграда и страны. За 17 дней по этому коридору были проложены автомобильная и железная дороги. После установления сухопутного сообщения положение ленинградцев улучшилось.

После 7-дневных боёв. прорвали блокаду Ленинграда

После 7-дневных боёв. прорвали блокаду Ленинграда

Полностью Ленинградскую блокаду сняли во время Ленинградско-Новгородской операции, которую советские войска проводили с 14 января по 1 марта 1944 года.  Так были провалены планы гитлеровского командования полностью уничтожить Ленинград и вынудить капитулировать советские войска.

Днем полного освобождения Ленинграда от блокады стал 27 января. В этот день в городе был дан праздничный салют — это единственный случай, когда салюты во время Великой Отечественной войны проводились не в Москве.

Комментарии к статье - Ленинградская блокада

Оставить комментарий