- Портал о наградах, орденах и медалях России, СССР и стран мира - https://onagradah.ru -

Медаль «100 лет военной авиации России»

Медаль «100 лет военной авиации России»

Медаль «100 лет военной авиации России»

В 2012 году военной авиации страны исполнился век. В честь этой знаменательной даты Комиссия по общественным медалям в начале осени 2011 г. основала памятную медаль «100 лет военной авиации России».

Порядок награждения

Предполагалось, что общественная медаль «100 лет военной авиации России» станет вручаться широкому кругу лиц. Среди них военные и штатские служащие ВВС, ветераны военной авиации. Медалью награждаются и работники авиации иных родов войск Вооруженных Сил и Федеральных органов, в которых есть военная служба.

Помимо того, владельцами юбилейной медали «100 лет военной авиации России» вправе стать обслуживающий персонал и инструкторы. Награда может быть вручена учащимся авиационных клубов ДОСААФ, имеющим заметные отличия, а также людям, которые трудятся в авиапромышленности, преподавателям авиационных ВУЗов.

В отдельных случаях данную медаль могут получить и другие люди. Условия для награждения — значительная помощь ВВС в решении стоящих перед ними вопросов, а также успешная работа в ветеранских объединениях ВВС. Представлять к награждению могут командиры военных подразделений, главы организаций и КБ, руководящий состав авиационных клубов и объединений ветеранов.

Как выглядит медаль

Медальон имеет вид круга поперечным сечением 32 миллиметра. Он сделан из нейзильбера — сплава, отличающегося серебристо-стальным оттенком. На аверсе знака — геральдический знак. На эмблеме ВВС 2-главый орел, раскинувший крыла. В когтях у него мечи, скрещенные друг с другом. Ниже размещена надпись «100 лет». Она выполнена золотистыми буквами, слева и справа от нее ветки лавра. Выше расположены 2 разных военных самолета. Они по периметру соединены между собой следом от отработанного горючего.

На реверсе знака, вверху также помещен 2-главый орел меньшего размера. Под ним в 4 ряда написано: «В войнах не может быть побед без воздушного флота». Под словами выгравирован год: «1912». Считается, что автор этой фразы — Великий князь А.М. Романов, брат императора Александра III. Он сказал это еще в далеком 1910 году, что можно назвать предвидением.

Медальон крепится к 5-угольной колодке, покрытой муаровой ленточкой. Лента имеет традиционный для ВВС светло-голубой цвет. На нее нанесены узкие полоски. По краям они белые, в середине желтая. Медаль «100 лет авиации России», купить которую можно в интернете, к одежде крепится посредством булавочного зажима.

Сто лет назад

С незапамятных пор люди стремились подражать птицам, пытаясь оторваться от земли, однако для этого им не хватало знаний. В XIX веке начала активно развиваться такая наука, как воздухоплавание. Выдающимися ее представителями стали многие русские ученые. В их числе Н. Жуковский, А. Можайский, многие другие. Не стояли на месте и пытливые самоучки.

Честь совершения первого полета принадлежит братьям Райт. Это произошло в конце 1903 г. в американском Кити Хок. На аэроплане стоял автомобильный мотор. В нашей стране первыми авиаторами стали Е. Руднев, Г. Горшков, И. Когутов. Они летали в Гатчине весной 1910 г.

Первым профессиональным российским авиатором является М. Ефимов. Сначала он освоил планеры, после чего окончил французскую авиашколу и уже весной 1910 г. в Одессе покорил воздух на аэроплане. Ефимов участвовал и в 1-й мировой войне и стал полным георгиевским кавалером. Служил он в должности летчика-охотника.

Весной 1910 г. в нашей стране было всего 3 авиатора, а в декабре — свыше 40. В следующем году появилась первая русская летчица — Л. Зверева. Развитие авиации приковывала к ней внимание военного министерства. Огромная роль в ее становлении принадлежит Великому Князю А. М. Романову.

После войны Японией он стал главой комитета по возрождению флота. Благодаря ему, к 1910 году на эту цель было пожертвовано примерно 3 миллиона рублей. Великий Князь уговорил царя потратить 900 000 из этих денег на формирование отечественного воздушного военного флота. Так появился русский ВВФ. Открылась авиашкола в Севастополе, несколько моряков были направлены во Францию для обучения летному делу. Отечественный ВВФ был создан большей частью на добровольные пожертвования.

Создание ВВС

12.08.1912 г. военное министерство выпустило приказ о формировании воздухоплавательной части ГУ Генштаба. Это день рождения отечественных ВВС. Наши военные летчики приняли активное участие в военных действиях, которые начались через 2 года. На вооружении появился легендарный бомбардировщик «Илья Муромец». Наши войска использовали истребители С-16, аэропланы М-5, М-9 и т.д. Самолеты занимались разведдеятельностью, поражали цели на земле и в воздухе.

Императорский ВВФ перестал существовать в 1917 году. Многие российские авиаторы погибли в войне, другие эмигрировали за границу. В СССР стали возводиться новые авиазаводы, появилось огромное число авиашкол и т.д. Новые модели создавались в КБ Поликарпова, Туполева, других выдающихся авиаконструкторов.

Но были и недоработки, что впервые проявилось в период конфликта на Халхин-Гол. Это и результаты войны с Финляндией привели к тому, что эту направлению сало уделяться больше внимания. Увеличилось число авиазаводов, авиашкол. В начале ВОВ ВВС понесли огромные потери, но невероятными усилиями всей страны положение было исправлено. Наши героические летчики прославились своими многочисленными подвигами.

После ВОВ основное внимание уделялось развитию реактивной авиации. Для этого потребовалось много сил и средств. После 1991 г. советские ВВС были поделены между Россией и республиками. Это, естественно, привело к уменьшению боевой мощи ВВС. Но сегодня авиация страны возрождена.

П.Н. Нестеров

Наша страна прославилась множеством выдающихся пилотов. Один из самых известных — Петр Николаевич Нестеров. Этот легендарный авиатор прожил яркую, но очень короткую жизнь. За 3 года летной деятельности он сделал очень много.

Родился Петр Николаевич в 1887 г., с 10 лет стал учиться в кадетском корпусе, после чего был направлен в артиллерийское училище. После его окончания служил во Владивостоке. Увлекся воздухоплаванием, захотел летать. Самостоятельно сделал планер, на котором совершал полеты. Затем поступил в петербургскую воздухоплавательную школу. Осенью 1912 г. окончил ее с дипломом военного летчика.

В следующем году выполнил петлю, которая была названа его именем. К 1914 г. возглавлял 11-й корпусной авиационный отряд. В нижней части своего самолета расположил приспособления, которые могли бы наносить вред вражеским аэропланам. Однако, толку от этого было мало.

26.08.1914 г. осуществил первый в мире таран в воздухе. Он пошел в атаку на австрийский самолет сверху. К сожалению, во время тарана Нестеров погиб. В память о легендарном летчике возле села Воля-Высоцкая был поставлен памятник.

К.К. Арцеулов

Известный летчик Арцеулов родился в 1891 г. Он приходился внуком знаменитому художнику И. Айвазовскому. Окончил морской кадетский корпус, после чего поступил на летные курсы. Диплом авиатора ему был выдан в 1911 г.

В 1-й мировой служил в разных подразделениях в 1915 г. стал военным летчиком. На его счету примерно 200 разведывательных полетов. В следующем году служил в истребительном авиаотряде. Провел 18 боев в воздухе. Осенью того же года выполнил фигуру «штопор». Он стал первым русским авиатором, сделавшим это. В будущем «штопор» стал обязательным элементом программы обучения пилотов-испытателей.

После революции встал на сторону большевиков. В 1920 г. стал преподавать в школе красвоенлетов. Она располагалась в Москве, на Ходынке. Его учеником стал В. Чкалов. В 1927 г. перешел на работу в гражданскую авиацию, спустя 3 года был арестован, освобожден в 1937 г. Из-за многолетнего перерыва летать более не стал. Стал, как и дед, писать картины, его приняли в Союз художников. Скончался весной 1980 года.

Родственные медали

Для того, чтобы была возможность поощрять летного состава ВВС было учреждено множество различных наград. Среди них такие медали: