- Портал о наградах, орденах и медалях России, СССР и стран мира - https://onagradah.ru -

Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали»

Безымянный (1)Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — это железнодорожная магистраль, одна из крупнейших в мире. Она проходит по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Ее строительство стало одним из самых масштабных проектов Советского Союза, для поощрения людей, участвовавших в таком грандиозном мероприятии, Президиум ВС учредил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Соответствующий Указ был подписан 08.10.1976 г.

Правила награждения

Медали «За строительство БАМа» удостаивались люди, активно принимавшие участие в возведении этой дороги. Помимо того, ее получали лица, строившие ж/д линию БАМ — Тында — Беркакит, а также 2-го пути ж/д линии от Тайшета до Лены. Вручалась награда и строителям производственных, жилых зданий и сооружений за отличные показатели в работе, людям, качественно осуществившим проектно-изыскательские работы, некоторым другим лицам.

Кандидаты на награждение: рабочие, ИТР, служащие, должны были соответствовать условию — отработать на строительстве самое меньшее 3 года. Вручение осуществлялось от имени Президиума ВС Советского Союза.

О награждении имели право ходатайствовать администрация предприятия, его партийные, профсоюзные, комсомольские организации. Составленное представление отправлялось в министерство транспортного строительства Советского Союза. Документ рассматривался, после чего представление на награждение отправлялось в Президиум ВС.

Прикалывать данную медаль предписывалось слева. Старшей наградой считалась медаль «За освоение целинных земель».

Дизайн медали

Эскиз медали был разработан художницей Л.Н. Пешковой. Этот знак отличия — латунный круг традиционного поперечного сечения 3,2 см. На лицевой части награды — профили двух строителей. Это женщина и мужчина. У женщины развеваются волосы, на голове мужчины каска. За ними видны сопки. Перед ними — мост через реку, по которому движется ж/д состав. В левой нижней части аверса в 5 рядов слова: «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

На другой стороне видны железнодорожные пути, уходящие за горизонт. Вдали — восходящее солнце, испускающее лучи. Выше — серп и молот. На фоне дороги ленточка, на которой написано: «БАМ». Все это по периметру окружено ветвями лавра. По периметру обеих сторон предусмотрен буртик.

У медали есть колодка в форме пятиугольника. Она обтянута желтой лентой, по обоим краям которой проходят темно-зеленые 6–миллиметровые полосы. В центральной части ленты две узкие серые полоски. По краям ленточки — узенький светло-зеленый кант.

Как все начиналось

Идея строительства железнодорожной магистрали, которая связывала бы побережье Тихого Океана и остальную страну через Байкал, была высказана еще в 1888 году. Однако, после обследования был сделан вывод, что строительство железной дороги в тех местах невозможно, прежде всего, из-за огромных технических трудностей.

Работы начались уже при Советской власти. В 1926 г. была сделана топографическая разведка. Однако, решение о строительстве магистрали было принято только через 6 лет, весной 1932 г. Уже скоро стало понятно, что катастрофически не хватает рабочих рук. По плану на строительстве должны были работать 25 тыс. человек, но количество рабочих, которых удалось привлечь, было в 10 раз меньше.

Из-за этого в середине осени объект поступил в ведение особого управления ОГПУ. Строительство продолжили заключенные, в нем участвовали обитатели БАМлага. На протяжении нескольких лет производились проектные и подготовительные работы. Активно использовалась авиация, делавшая аэрофотоснимки. В 1937 г. было утверждено общее направление БАМа.

Как велось строительство

Весной 1938 г. БАМлаг подвергся расформированию. На его основе были созданы 6 железнодорожных ИТЛ. Тогда же стартовало строительство западного участка магистрали Тайшет — Братск. Спустя год началась подготовка к строительству восточного участка. Он должен был пролегать от Комсомольска до Советской Гавани.

Из-за начавшейся ВОВ работы были приостановлены. Все силы нужны были для победы над врагом. В начале 1942 г. с некоторых участков БАМа фермы мостов, другие детали снимались и перевозились на запад, в район Волги, где прокладывались новые пути.

Возобновление строительства произошло в 1947 г. Главным образом, работали заключенные Амурлага. Работы шли довольно медленно. Между Комсомольском и Совгаванью поезда начали курсировать еще в 1945 г. На участке от Тайшета до Усть-Кута это произошло летом 1951 г. В постоянную же эксплуатацию он был сдан лишь спустя 7 лет.

Комсомольская стройка

После этого примерно на 20 лет работы приостановились. Весной 1967 г. было принято решение опять начать проектно-изыскательские работы. Через 7 лет строительство продолжилось, руководство страны выделило для этого деньги. Весной 1974 г. БАМ был назван всесоюзной комсомольской стройкой. В этот район стало стекаться множество молодых людей из всех регионов Советского Союза. Появился штаба строительства магистрали, его возглавил Д. Филиппов, секретарь ЦК ВЛКСМ.

В 1977 г. стала работать дорога БАМ — Тында. Спустя 2 года поезда пошли до Беркакита. Строительство основной части магистрали продолжалось свыше 12 лет, до октября 1984 г. Через 5 лет произошла сдача в эксплуатацию участка дороги длиной в 3 тыс. километров. 01.10.1984 г. на станции Куанда в торжественной обстановке состоялась укладка «золотого» звена. Встретились бригады, строившие два участка магистрали.

Северо-Муйский тоннель, имеющий самую большую протяженность в нашей стране (его длина более 15 км), начал строиться весной 1977 г. Окончательно он был пробит лишь к весне 2001 г. Постоянно эксплуатироваться он начал в конце 2003 г.

Магистраль была признана самым дорогим проектом в истории Советского Союза. На него было израсходовано в 4 раза больше средств, чем первоначально планировалось. Всесоюзная комсомольская стройка длилась около 20 лет. Героически трудились множество энтузиастов, многие из которых получили за свою работу медаль «За строительство БАМа».

БАМ сегодня

Пиковый объем грузоперевозок на магистрали был в 1990 г. Спустя 7 лет грузопоток уменьшился почти в два раза, в сутки по дороге проходило только несколько железнодорожных составов. После этого этот показатель опять стал расти. В 2009 г. на ветке Тайшет — Тында — Комсомольск грузопоток был приблизительно 12 миллионов тонн в год. Но даже при этом магистраль по-прежнему является нерентабельной.

По состоянию на 2009 г. по всей магистрали каждый год перевозится примерно 12 миллионов пассажиров. Это немногим больше 1 % от всех пассажирских перевозок по железной дороге во всей стране.

До 1997 г. существовало самостоятельное управление данной магистралью. Позже оно было упразднено. Вся дорога была разделена между 2-мя железнодорожными магистралями. Первая — Восточно-Сибирская, вторая — Дальневосточная. Рубеж между ними проходит по станции Хани.

Строительство продолжается. 1985 — год начала возведения Амуро-Якутской магистрали в северном направлении. Оно еще ведется. В 2004 г. поезда стали ходить по участку дороги Алдан — Томмот. Строятся и другие ветки.

Что планируется далее

Во времена Советского Союза планировалось построить железнодорожный путь, который соединит БАМ с Чукоткой. Предполагалось, что под Беринговым проливом будет возведен тоннель. В результате появилась бы возможность объединить сель железных дорог Советского Союза с ж/д магистралями Аляски.

В начале 2006 г. был разработан план возведения новой магистрали. Она должна соединить БАМ с Транссибом. Ее протяженность должна составить около 350 км. С ее помощью можно будет осуществлять перевозку урана с полиметалла с местных месторождений. Будут строиться ветки к залежам других полезных ископаемых.

В 2009 г. стали реконструировать часть дороги от Комсомольска до Совгавани. Будет построен еще один тоннель. Это поможет увеличить скорость движения составов. В результате пропускная способность дороги будет повышена.

В дальнейшем планируется еще более увеличить пропускную способность дороги. Предполагается далее все грузовые перевозки перевести с Транссиба на БАМ. По Транссибу в будущем будут производиться лишь пассажирские и контейнерные перевозки. Если грузоперевозки по магистрали значительно вырастут, понадобится строительства вторых путей.