- Портал о наградах, орденах и медалях России, СССР и стран мира - https://onagradah.ru -

Знак «95 лет Гражданской Авиации России»

95 лет Гражданского авиации09.02.1923 года Совет Труда и Обороны постановил организовать Совет по гражданской авиации. Он действовал при Главвоздухфлоте. Скоро будет отмечаться 95 лет со дня этого события. К этому дню был учрежден знак «95 лет Гражданской Авиации России».

Описание награды

Памятный знак выполнен из латуни в виде креста. Лучи креста покрыты эмалью темно-синего цвета. По краям золотистый кант. На левом луче креста цифры «1923», на правом — «2018». На нижнем написано «95 лет». Между лучами золотистые штралы, расходящиеся от центра.

В центре знака — голубое полушарие земли с сеткой параллелей и меридианов. Над ним — летящий самолет. Ниже — белая полоска, расположенная полукругом со словами: «ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ».

Памятный знак крепится к 5-угольной колодке, обтянутой синей лентой. С левого края — узкая красная полоска, с правого — красная и желтая.

Заказать медали можно на торгово-производственном предприятии «Челзнак».

Как появилась гражданская авиация

Правила полетов советских и зарубежных летательных аппаратов над территорией нашей страны были регламентированы декретом, принятым 17.01.1921 года. Этот документ стал основой Воздушного кодекса Советского Союза.

В конце 1921-го появилось общество «Дерулюфт». Это была смешанная компания РСФСР и Германии. На этой линии работали самые лучшие летчики страны. Постепенно область применения самолетов расширялась, в 1922-м их стали использовать для опрыскивания сельскохозяйственных культур.

Примерно в то же время с помощью летательных аппаратов стала производиться аэрофотосъемка дна Каспийского моря. В конце 22-го при ГУ Главвоздухфлота появилась Инспекция ГВФ. Она должна была заниматься разработкой мероприятия по развитию ГА и контролировать ее работу.

Но официальной датой рождения ГА считается 09.02.1923-го. Тогда появился Совет по ГА при Главвоздухфлоте, занимавшийся руководством работы ГА в стране. Весной 23-го появилось первое авиатранспортное предприятие, которое называлось «Добролет». Вскоре аналогичные организации были созданы на Украине и в Закавказье —«Закавиа». В конце 29-го на х основе был создан «Добролет СССР».

15.07.1923-го — дата открытия первой в стране регулярной воздушной линии. Она соединила Москву и Нижний Новгород. ГА стала активно развиваться. В 1926-м стали производиться полеты в Монголию, через год в Берлин и Кабул.

В начале 1932-го было образовано ГУГВФ при Совнаркоме, которое было названо «Аэрофлот». Примерно тогда же все сотрудники ГА стали носить форменную одежду и знаки различия. Было создано управление полярной авиации при Главсевморпути. Летчики занимались многими важными делами, в их числе спасение челюскинцев.

Когда началась ВОВ, ГУГВФ оказалась в подчинении Наркомата обороны. Были созданы 6 авиационных групп особого назначения, 3 авиаотряда и эскадрилья связи. За годы ВОВ ГА перевезла свыше 2,35 млн. человек и 278 тыс. тонн грузов. Более 12 тыс. сотрудников ГА получили награды, 15 человек стали Героями Советского Союза.

После войны

Многие объекты ГА после войны были разрушены. Несмотря на то, что велись масштабные работы по их восстановлению, объём авиаперевозок существенно вырос. Весной 64-го ГУГВФ стал подчиняться Совмину. В 56-м состоялся первый рейс реактивного лайнера Ту-104. Летом 64-го ГУГВФ было преобразовано в Министерство гражданской авиации СССР.

В распоряжение МГА постоянно поступали новые, все более совершенные самолеты. В 70-м было перевезено 71,4 млн. человек. Осенью того же года Советский Союз стал членом Международной организации ГА (ИКАО).

В 72-м была внедрена автоматизированная система «Сирена». С ее помощью можно было бронировать и продавать билеты. В начале того же года стал совершать полеты Ту-154. В целях обеспечения безопасности полетов в начале 73-го при МГА был создан Госавианадзор.

Помимо того, была проведена большая работа по освоению нефтяных и газовых месторождений. Немалая часть тяжелого оборудования была перевезена самолетом Ил-76Т и вертолетами. Появились новые самолеты, занимавшиеся аэрофотосъемкой. Руководство ГА осуществлялось много людьми, в том числе достаточно известными.

Общество «Дерулюфт»

После завершения Гражданской войны и перехода к новой экономической политике (НЭП) в стране стали появляться совместные концессии. В них участвовал и иностранный капитал. Одной из первых стала немецко-русская «Дерулюфт», созданная германской «Аэро-Унион» и торгпредством РСФСР в Берлине в конце 21-го. Базой стал Девау в Кенигсберге.

Уставной капитал составлял 250 тысяч золотых рублей. Концессия создавалась для почтовых и пассажирских авиационных перевозок. В первое время в обществе было 10 самолетов Фоккер F III. Примерно через 10 лет, кроме того, использовались Юнкерсы Ю-52 и АНТ-9.

Дата первого полета — 30.04.1922-го, был осуществлен перелет Кенигсберга – Москва. Было две посадки — в Ковно и Смоленске. Этот маршрут стал первым международным в стране. Одними из первых людей, воспользовавшихся услугами компании, стали Есенин и Айседора Дункан. В 23-м на самолетах общества летал Маяковский, этот полет он запечатлел в стихе «Москва-Кенигсберг».

В 26-м авиакомпания ввела рейсы из Москвы в Берлин с посадкой в Кенигсберге. В летний период они должно были проводиться 6 раз в неделю. К началу 27-го компания каждый год перевозила свыше 1 тысячи человек, большое количество почты и грузов. Летом 28-го стали производиться перелеты из Кенигсберга в Ленинград. Маршрут был назван «Балтийским».

Летом 24-го летательным аппаратом «Дерулуфта» из Москвы в берлинский зоопарк был привезен медвежонок Татьяна. Со временем компания стала считаться самой безопасной и успешной в мире. Но в 36-м сотрудники компании стали сокращаться, произошло значительное удорожание авиаперевозок. Тогда же закончился срок действия договора между «Аэрофлотом» и «Люфтганзой». Новый так и не был заключен, в результате в конце 37-го «Дерулуфт» был ликвидирован.

«Добролет»

17.03.1923-го в стране было создано акционерное общество «Добролет». Его задачей стало помощь в развитии советского воздушного флота. Уставной капитал —2 миллиона золотых рублей. Считается, что инициатива создания этого общества принадлежала Л. Троцкому. В то время он занимал должность военного наркома.

По некоторым сведениям автором эмблемы «Добролета» стал К. Малевич, который позже стал всемирно знаменитым художником. Первые рекламы общества были созданы известным А. Родченко.

29.10. 1930-го было основано ВО ГВФ. «Добролет» был упразднен, на его основе было сформировано другое объединение. Весной 32-го ВО ГВФ было преобразовано в «Аэрофлот».

Г.Ф. Байдуков

С 47-го по 49-й годы руководителем ГА в СССР был знаменитый летчик Георгий Филиппович Байдуков. На свет он появился в мае 1907-го в Новосибирской области. Его родители работали на железной дороге. В 9 лет мальчик стал круглым сиротой, скитался, затем попал в интернат. С 14 лет работал рабочим. В 17 лет добровольно вступил в РККА.

Стал учиться на летчика, окончил авиашколу, после чего стал летчиком-истребителем ВВС. С 31-го по 34-й работал летчиком-испытателем. Работал В НИИ ВВС, провел множество испытаний, в том числе отрабатывал «слепые» полеты и посадки. В 34-м поступил в ВВА на инженерное отделение. В 35-м стал участником трансарктического перелета (командир экипажа — С. Леваневский). Полет был прерван.

Летом 36-го стал членом экипажа (2-й пилот) самолета, перелетевшего из Москвы на дальневосточный остров Удд без посадки. За этот подвиг получил звание Героя Советского Союза. Через год тем же составом (Чкалов, Громов), без посадки перелетел из Москвы в американский Ванкувер. Путь пролегал над Северным полюсом.

После этого опять стал работать испытателем. Поставил мировой скоростной рекорд. Был участником войны с белофиннами — в составе бомбардировочного авиаполка. Когда началась ВОВ, был командирован в США по поводу покупки американских самолетов. С начала 42-го — в действующей армии. Стал участником многих масштабных военных операций, в частности, по освобождению Киева, Минска, Белграда, Кенигсберга и Берлина.

С 44-го — генерал-лейтенант авиации. После ВОВ занимал несколько руководящих должностей в ВВС. Стал одним из создателей системы ПВО СССР.В отставку генерал-полковник Байдуков вышел лишь в 88-м. Стал писать книги, в том числе воспоминания. Скончался в конце 94-го, его могила находится на Новодевичьем кладбище.