Авторизация:
База данных номеров наград

Открытая база наград и награждений СССР

Каталог орденов и медалей России

Общий список наград РФ

Каталог орденов и медалей СССР

Общий список наград СССР

Почетные звания Российской Федерации

Поиск наград

Доска объявлений для, кто потерял или хочет вернуть найденную награду

Главная » Статьи

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ РОССИИ НА ЗНАЧКАХ И МЕДАЛЯХ

История создания, традиции и развитие символики

1909—2002 гг.

vet_vmf-850x1300

ПРЕДИСЛОВИЕ

История подводных сил России отражена не только в архивных документах и литературных произведениях. Одной из традиций, родившихся в начале 50-х годов XX века, стало изготовление памятных знаков, значков, медалей, посвященных какому-либо знаменательному событию в жизни подводных сил военно-морского флота. Некоторые из этих знаков имели официальный статус, другие были творчеством личного состава подводных лодок, флотских соединений, конструкторских и заводских коллективов. Начиная с третьей четверти XX века, такие события, как спуск строящейся подводной лодки на воду, вступление ее в строй ВМФ, завершение сложного похода стали регулярно отмечаться памятными значками, собрание которых стало своеобразным красочным историческим календарем.

Одному из энтузиастов-фалеристов, инженеру Аркадию Анатольевичу Дмитриеву, конструктору высшей квалификации, работающему в ЦКБ МТ «Рубин» уже более 11 лет, удалось собрать уникальную коллекцию памятных знаков, из которой можно получить весьма серьезные и интересные познания по истории подводного флота нашего отечества. Его коллекция стала основой предлагаемого читателю очередного (№ 4) приложения к научно-историческому справочнику «Подводные лодки России». Благодаря дополнениям, сделанным коллективом Центрального Военно-морского музея и коллегами A.A. Дмитриева — санкт-петербургскими коллекционерами Л.И. Гуревичем, В.В. Пуховым, Ю.В. Кусанниковым и A.B. Пановым, альбом может стать не только существенным вкладом в отечественную фалеристику, но и стать наглядной иллюстрацией столетней истории подводных сил России.

Автор и издатели альбома — одного из первых и достаточно немногочисленных изданий, посвященных военно-морской фалеристике, будут благодарны читателям за их замечания и дополнения, особенно в части не идентифицированных знаков.

 

  1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПОДВОДНОГО ФЛОТА РОССИИ И СССР

 

В 1906 году подводные лодки были объявлены самостоятельным классом кораблей. К этому времени в составе военно-морского флота России насчитывалось более 20 ПЛ. Для обучения низших чинов экипажей был создан специальный учебный отряд подводного плавания, базировавшийся в Либаве. Одновременно там же, формируется офицерский класс подводного плавания. Уже в 1907 году состоялся первый выпуск офицеров-подводников. Вместе с кадетами сдавали экзамены и те офицеры, которые ранее служили на ПЛ и уже имели опыт подводного плавания. 6 офицеров, успешно сдавших экзамены, по специальному циркуляру Главного морского штаба получило звание «Офицер подводного плавания». Начиная с 1909 года офицеры-подводники получали право ношения специального нагрудного знака. Этот знак стал первым, относящимся к подводным силам России. С приходом революции ношение на обмундировании каких-либо знаков отменялось. Лишь 21 мая 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР, в числе ряда других, были учреждены знак «Отличный подводник» и «Отличный торпедист». Эти знаки вводились «в целях поощрения особо выдающихся подводников и торпедистов из числа рядового и младшего начальствующего состава Военно-Морского Флота». Одним из первых стало награждение членов экипажа Краснознаменной ПЛ К-21. Тогда же в 1942 году был учрежден приказом наркома ВМФ нагрудный знак «Командир подводной лодки». Этот знак претерпел незначительные изменения в 1943 году (со звезды в центре ПЛ убрали серп и молот).

В послевоенное время награждения знаками «Отличный подводник» и «Отличный торпедист» почти не проводились. Однако для поощрения отличившихся подводников в мае 1961 года ГК ВМФ учреждает жетон «За дальний поход». До сих пор он является почетным и желанным для моряков-подводников. Во времена СССР официальным годом создания подводных сил считался 1918 год. К 50-летию Советской Армии и Военно-Морского Флота в 1968 году был учрежден знак «Ветеран-подводник». Через 10 лет, в 1978 году, на этом знаке изменили дату. В 1970 году в ВМФ прошли крупные учения «Океан», для того чтобы отметить отличившихся в этих учениях моряков к знаку (так в официальных документах стал именоваться жетон) «За дальний поход» была введена подвеска с надписью «Океан». В дальнейшем, в январе 1976 года, форма знака «За дальний поход» была заменена на пятиугольный щит с силуэтом ПЛ. В октябре 1987 года учреждается звание «Командир корабля», при этом знак «Командир ПЛ» не меняется. В это же время происходит возврат к старому, образца 1961 года, знаку «За дальний поход». В соединении 3 ФПЛ КСФ изготовили вариант знака «Командир ПЛ», в который попытались ввести шильд с числом выходов на боевую службу в качестве командира (по аналогии со знаком командира ПЛАРБ США), однако дальнейшего развития эта инициатива не получила. Хотя форма и размеры выше описанных знаков были регламентированы, существует большое количество вариантов изготовления подобных знаков. Это связано и с местами изготовления знаков, а также с попыткой подчеркнуть индивидуальность того или иного типа ПЛ.

После развала СССР знаки отличия подводников официально не изменялись. Знаки «Командир ПЛ», «Ветеран-подводник», «За дальний поход» стали изготавливаться с учетом российской символики. сохраняя старые советские традиции. На этих знаках появились орлы и бело-голубые андреевские стяги. Также начиная с 1994 года не прекращаются попытки ввести официальный знак офицера-подводника, сохраняющий форму и символику знака образца 1909 года. Несмотря на то, что он так и не был утвержден, многие подводники носят его на своих мундирах.

 

2.РАЗВИТИЕ ПОДВОДНОГО ФЛОТА В ЦАРСКОЙ РОССИИ

 

В челобитной, поданной в 1719 году Петру I, русский крестьянин Ефим Никонов писал, что он сделает «к военному случаю угодное судно, которым в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли неприятеля» и «потерянием живота своего» гарантирует успех задуманного дела. С постройки модели этого «потаенного судна» и началось отечественное подводное кораблестроение. Однако со смертью Петра дело Никонова было забыто. Затем лишь в 30-х годах 19 века русский военный инженер К.А.Шильдер спроектировал и в 1834 году построил на Александровском литейном заводе в Петербурге подводную лодку. Эту ПЛ можно считать и первым ракетоносцем, поскольку кроме минного оружия она была вооружена еще и станками для запуска пороховых ракет. Следующий этап в разработке и строительстве ПЛ связан в России с именем С.К.Джевецкого. Построенная по его проекту в 1881 году подлодка стала первой серийной отечественной ПЛ. Впоследствии С.К.Джевецкий спроектировал и построил по своим проекта еще несколько типов ПЛ.

В 20 век мир входил, имея значительное количество ПЛ, построенных в разных странах. В России в декабре 1900 года была создана комиссия по проектированию и постройке ПЛ под руководством выдающегося инженера И.Г.Бубнова. Уже 1904 году после испытаний в состав Российского флота вошла ПЛ «Дельфин», которая для своего времени по многим характеристикам превосходила иностранные образцы. Затем русскими инженерами были спроектированы и построены ПЛ проектов «Касатка», «Минога», «Акула», «Краб» и другие.

Венцом инженерной мысли стал проект ПЛ «Барс». Этот проект обладал хорошей мореходностью, впервые в мировой практике на ПЛ были установлены дизели. Также отличительной чертой ПЛ типа «Барс» стало мощное торпедное вооружение (12 ТА). Этот проект ПЛ стал последним, разработанным и построенным в России до 1917 года.

Построенные еще в царской России ПЛ продолжали служить стране и после революции. Показателен пример ПЛ «Пантера» типа «Барс». Войдя в строй в 1916 году, она участвовала в трех войнах, прошла ряд модернизаций и закончила свою службу лишь в 1955 году. С этой ПЛ связан и первый боевой успех советских подводников. В 1919 году «Пантера» потопила английский эсминец «Vittoria».

 

3.ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

 

К 22 июня 1941 года СССР подошел, имея в составе ВМФ 211 ПЛ. Распределены по флотам они были следующим образом: КБФ — 65 ед., ЧФ — 44 ед., ТОФ — 55 ед. и СФ — 17 ед. Из этого соотношения видно, что военно-морская доктрина СССР предполагала ведение боевых действий в основном на Балтике (на Европейском театре) и в Тихом океане (против Японии). Однако ход боевых действий опрокинул довоенные теории. Потеря баз и части ПЛ на Балтике и Черном море в начальный период войны привела к смещению акцента на применение ПЛ на Североморский театр военных действий. За весь период войны по различным причинам погибло 103 ПЛ. За этот же период вступило в строй 56 ПЛ. Наиболее сложные условия для применения ПЛ сложились на Краснознаменном Балтийском флоте, соответственно здесь флот понес самые большие потери.

Несмотря на тяжелые условия ведения боевых действий, советские подводники внесли ощутимый вклад в дело победы. Всего было потоплено более 300 судов и кораблей противника. Страна высоко оценила действия подводников: за мужество и героизм 26 подводников удостоены звания Героя Советского Союза (А.Маринеско удостоен этого звания в 1990 г., А.Матиясевич стал Героем России в 1995 г. — оба посмертно за их заслуги в Великой Отечественной войне). Четыре соединения ПЛ были награждены орденами. 12 ПЛ удостоены звания гвардейских и еще 26 ПЛ награждены орденам Красного Знамени (С-1, Щ-311 и Щ-324 награждены за участие в Финской кампании). Еще 4 ПЛ: Д-3 «Красногвардеец», С-56, Щ-402 и М-172 — стали одновременно Гвардейскими Краснознаменными ПЛ. Во время войны особенно отличились, установив ряд достижений, следующие ПЛ: М-32 (ЧФ) совершила 32 боевых похода общей продолжительностью в 291 сутки; Щ-209 (ЧФ) находилась в море 337 суток за 18 боевых походов; Л-3 (КБФ) минами и торпедами уничтожила 14 кораблей и судов противника. Наибольшее количество потопленных кораблей и судов противника имеют на своем счету командиры минных заградителей Матиясевич А.М. и Августинович М.П. Самый крупный успех советских подводников на счету ПЛ С-13 (КБФ). В боевом походе зимой 1945 года эта ПЛ, под командованием Маринеско А.И., 30.01.1945 года дерзко атаковала и потопила крупный транспорт «Вильгельм Густлов», на борту которого эвакуировались в Германию обученные экипажи немецких ПЛ. Позднее 10.02.1945 года С-13 уничтожила еще один крупный транспорт «Генерал Штойбен». Таким образом, за один выход С-13 отправила на дно более 40000 брт. Яркой страницей из истории Великой Отечественной войны стал переход группы из 6 ПЛ из Владивостока в Полярный, произошедший в 1942 году, при этом погибла только одна ПЛ — Л-16.

По окончании войны и после вывода из состава ВМФ некоторые ПЛ заняли свои места на постаментах, являются и поныне памятниками и музеями славы советских подводников. В г. Владивостоке стоит на постаменте С-56. В С. -Петербурге и в г. Североморске устроены музеи в ПЛ Д-2 и К-21. В Таллинне установлена ПЛ «Лембит». Подвиги советских подводников останутся яркой страницей в истории флота России.

 

  1. ШЕФСТВО ВЛКСМ НАД ВМФ, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОДВОДНЫМ СИЛАМ

 

16 октября 1922 года V съезд РКСМ принял шефство над Красным Военно-Морским флотом. Был брошен лозунг «Молодежь — во флот». Однако комсомол не только мобилизовал молодежь на быстрое выполнение судостроительной программы, но и оказал материальную помощь в строительстве флота. В 1934 году на средства, собранные комсомольцами, была построена и передана Балтийскому флоту ПЛ Щ-304 с наименованием «Комсомолец». В годы войны еще ряд ПЛ был построен на средства комсомола.

Так появились в строю Северного флота М-104 «Ярославский комсомолец», М-106 «Ленинский комсомол» и М-108 «Пензенский комсомолец». В послевоенное время связи комсомольцев с подводными силами упрочились. На всех флотах CCCР насчитывалось более 30 ПЛ, которым были присвоены наименования Ленинского комсомола и местных организаций ВЛКСМ. Как правило это были передовые корабли, с честью несущие нелегкую службу. Особую известность получила АПЛ К-3 «Ленинский комсомол». Эта АПЛ впервые в Отечественном флоте прошла в подводном положении точку Северного полюса и осуществила всплытие в приполюсном районе. После изменений, затронувших политическую ситуацию в стране, упоминание ВЛКСМ и КПСС в наименованиях боевых кораблей стало неактуальным, и к концу 1991 года все подобные наименования были сняты. Закрылась одна из славных страничек в истории подводного флота.

 

  1. БОЛЬШАЯ ТОРПЕДНАЯ АПЛ ПРОЕКТОВ 627 И 627А «КИТ», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «NOVEMBER»

 

АПЛ спроектирована в СКБ-143 «Малахит». Главный конструктор В.Н.Перегудов.

Первая отечественная АПЛ К-3 была заложена 24 сентября 1954 года на верфи Северного Машиностроительного предприятия, спущена на воду 9 августа 1957 года и принята в строй 17 января 1959 года. Всего на верфях Северного Машиностроительного предприятия (г. Северодвинск) в период с 1954 по 1964 годы было построено 13 кораблей этого проекта.

АПЛ проекта 627 строилась как опытная, но в качестве боевого корабля. При этом решались проблемы создания принципиально нового типа ПЛ, с учетом специфики использования ядерной энергии и сопряженные с этим особенности формирования всех ТТЭ. Несмотря на допущенные при проектировании ошибки, в целом можно считать работу проектантов и строителей отличной. Был начат новый этап отечественного подводного кораблестроения. Уже начиная с К-5 (2 корпус серии), производились работы по модернизации, в соответствии с проектом 627А.

После передачи ВМФ АПЛ проекта 627А были направлены на КСФ в ВМБ Западная Лица. Там были сформированы 3 ДиПЛ и 1ФПЛ. Во время службы АПЛ проекта 627А неоднократно проводили походы в Арктику. 17 июля 1962 года К-3 прошла Северный полюс и осуществила всплытие в приполюсном районе. В том же 1962 году всплыла на Северном полюсе и К-181. В 1966 году, в составе группы вместе с К-116 проекта 675, К-133 совершила кругосветный межтеатровый переход на КТОФ вокруг Африки. В разное время межтеатровые трансарктические переходы на КТОФ совершили К-14, К-115 и К-42. АПЛ проектов 627А проходили службу в составе 3 и 17 ДиПЛ на КСФ, а также в составе 5 ДиПЛ на КТОФ.

За заслуги перед Родиной в 1962 году, в честь 40-летия шефства ВЛКСМ над флотом, К-3 получила наименование «Ленинский комсомол». К-42 имела наименование «Ростовский комсомолец».

8 апреля 1970 года при возвращении с учений «Океан» на К-8 возник пожар. После длительной борьбы с огнем и попыток отбуксировать АПЛ к базе 12 апреля 1970 года К-8 затонула, при этом общие потери подводников составили 52 человека.

В настоящий момент все АПЛ проекта 627 выведены из состава ВМФ и большей частью уже разделаны.

  1. БОЛЬШАЯ ТОРПЕДНАЯ АПЛ ПРОЕКТОВ 705 И 705 К «ЛИРА», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «ALFA»

 

АПЛ спроектирована в СКБ-143. Главный конструктор М.Г. Русанов.

Головная АПЛ К-64 была заложена 02.06.1968 года на стапелях Ленинградского Адмиралтейского завода, спущена на воду 22.04.1969 года и принята в строй 31.12.1971 года. Однако после аварии в 1972 году, связанной с застыванием жидкометаллического теплоносителя в 1 контуре реактора, К-64 длительное время стояла в ремонте и с 19.08.1974 года выведена из боевого состава, а затем, 09.02.1978 года, исключена из состава ВМФ.

Позднее были построены еще 6 АПЛ данного проекта — по 3 единицы на Ленинградском Адмиралтейском заводе и Северном Машиностроительном предприятии (г. Северодвинск). Строительство велось с декабря 1967 года (закладка К-123) и до декабря 1981 года (принятие в строй К-493).

С 1990 года постепенно все АПЛ данного проекта были исключены из состава ВМФ в связи с передачей в подразделения отстоя для демонтажа и утилизации.

Все АПЛ данного проекта несли службу в составе 1 ФПЛ КСФ. Головная входила в состав 3 ДиПЛ, последующие АПЛ серии поступали в состав 6 ДиПЛ.

 

  1. БОЛЬШАЯ АПЛ ПРОЕКТА 671 «ЕРШ», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «VICTOR-l»

 

БАПЛ спроектирована в СКБ-143. Главный конструктор Г.Н.Чернышев.

Головная БАПЛ К-38 была заложена 12.04.1963 года на верфях Ленинградского Адмиралтейского завода, спущена на воду 28.07.1966 года и принята в строй 05.11.1967 года. Всего на верфях Ленинградского Адмиралтейского завода в период с 1963 по 1974 годы было построено 15 БАПЛ.

Проект 671 является одним из первых, наряду с проектами 670 и 667А, кораблей 2-го поколения АПЛ. Как отмечают подводники, на 671 проекте была достигнута «золотая середина»: все основные механизмы и устройства имели автоматизированное и дистанционное управление при относительно простых конструктивных схемах и надежности самих устройств.

БАПЛ вошли в состав 3 ДиПЛ 1ФПЛ КСФ с базированием в Западной Лице. Впоследствии БАПЛ проекта 671 переводились в состав различных подразделений КСФ, в том числе 6, 24 и 33 ДиПЛ КСФ.

К-38 и К-323 в сентябре-октябре 1971 года провели автономные походы в Арктику, с посещением приполюсных районов. 20.12.1972 года К-323 получила почетное наименование «50 лет СССР». Из 15 корпусов серии 3 (К-314, К-454 и К- 469) перешли на КТОФ. При этом К-314 совершила переход вокруг Африки, а К-469 совершила межтеатровый переход на КТОФ через пролив Дрейка.

В целом БАПЛ проекта 671 показали себя достаточно надежными кораблями. Этот проект единственный из кораблей 2-го поколения не сразу пошел на списание. Однако, несмотря на вполне благополучную судьбу проекта 671, нельзя не отметить столкновение К-314 с авианосцем «Китти Хок» 20.03.1983 года.

Начиная с 90-х годов БАПЛ проекта 671 стали выводиться из состава ВМФ.

 

  1. БОЛЬШАЯ АПЛ ПРОЕКТА 671РТ «КЕФАЛЬ», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «VICTOR-II»

 

БАПЛ спроектирована в СПМБМ «Малахит». Главный конструктор Г.Н.Чернышев.

Головная БАПЛ К-387 была заложена 02.04.1971 года на стапеле ССЗ «Красное Сормово», спущена на воду 02.09.1972 года и принята в строй 30.12.1972 года. Всего на верфях Ленинградского Адмиралтейского завода и ССЗ «Красное Сормово» (г. Горький) в период с 1971 по 1978 годы было построено 7 БАПЛ (соответственно 3 и 4 единицы).

Проект 671РТ явился дальнейшим развитием проекта 671. Однако строительство БАПЛ проекта 671РТ совпало по времени с внедрением новейших, более эффективных и мощных видов оружия, которые уже нельзя было разместить в габаритах существующего проекта. В связи с этим серия была ограничена 7 кораблями.

БАПЛ вошли в состав 6 и 33 ДиПЛ 1ФПЛ КСФ с базированием в Западной Лице. Впоследствии БАПЛ проекта 671РТ переводились в состав различных подразделений КСФ, в том числе 13 и 24 ДиПЛ КСФ.

К-517 в августе-сентябре 1981 года совершила автономный поход в Арктику, при этом было совершено 17 всплытий, в том числе и на Северном полюсе.

БАПЛ проекта 671РТ отлично зарекомендовали себя в период службы на КСФ. Никаких особых аварийных событий с кораблями этого проекта не отмечалось.

Начиная с 90-х годов БАПЛ проекта 671РТ стали выводиться из состава ВМФ.

 

  1. БОЛЬШАЯ АПЛ ПРОЕКТА 671РТМ «ЩУКА», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NАТО «VICTORIII»

 

БАПЛ спроектирована в СПМБМ “Малахит". Главный конструктор Г.Н.Чернышев.

Головная БАПЛ К-247 была заложена 15.07.1976 года на стапеле ССЗ им. Ленинского Комсомола, спущена на воду 13.08.1978 года и принята в строй 30.12.1978 года. Всего на верфях ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре) и Ленинградского Адмиралтейского объединения (Ленинград) в период с 1976 по 1992 годы было построено 26 БАПЛ (соответственно 13 и 13 единиц).

Проект 671РТМ продолжил развитие проектов 671 и 671РТ. Базовые решения, заложенные в этих проектах, позволили достаточно просто перейти к очередной модификации ракетно-торпедных многоцелевых АПЛ. По своим ТТХ данные БАПЛ являются промежуточным звеном к АПЛ 3-го поколения. Были размещены новое радиотехническое вооружение и новый ГАК, который втрое превосходил по своим возможностям предыдущие образцы. Также были проведены мероприятия по снижению акустического поля за счет внедрения новых решений по амортизации.

Последние 5 БАПЛ на Ленинградском Адмиралтейском объединении построены по проекту 671РТМК с установкой новейшего ракетного комплекса «Гранат», позволяющего применять стратегические крылатые ракеты.

БАПЛ проекта 671РТМ вошли в состав 33, 11 и 7 ДиПЛ на КСФ, а также 45 ДиПЛ на КТОФ. В сентябре 1981 года К-255 совершила трансарктический межтеатровый переход с КТОФ на КСФ. При этом было осуществлено всплытие на Северном полюсе. Также подо льдами Арктики (сентябрь 1982 года) перешла в состав КСФ К-324.

О боевых качествах данного проекта говорят результаты операций «Апорт» в 1985 году и «Атрина» в 1987 году, проведенные силами БАПЛ, в основном проекта 671РТМ из состава 33 ДиПЛ ФПЛ КСФ. Неожиданные появления БАПЛ в районах вблизи баз флота США вызвали значительный переполох в рядах вероятного противника. Анализ полученных результатов этих операций позволил главному штабу ВМФ СССР прийти к однозначному выводу, что в случае массового выхода наших АПЛ из мест базирования, сил противодействия у США явно недостаточно.

Надежность конструкции, простота эксплуатации и продуманность решений обеспечили БАПЛ проекта 671РТМ длительную службу без тяжелых аварий, однако время берет свое и постепенно корабли этого проекта выводятся из состава ВМФ. С 19.08.1991 года проект был в очередной раз переклассифицирован в большие АПЛ 1 ранга с изменением буквенных обозначений в тактических номерах (буква К заменена на букву Б).

В разное время некоторым БАПЛ этого проекта были присвоены следующие наименования: К-242 — «50 лет Комсомольску-на-Амуре»; К-524 — «60 лет шефства ВЛКСМ»; К-358 — «Мурманский комсомолец» (до августа 1992 года); Б-448 — «Тамбов» (с 10.04.1995 года); Б-414 — «Даниил Московский» (с 1996 года); Б-502 — «Волгоград» (с 21.03.1998 года) и Б-138 — «Обнинск» (с 2000 года).

 

  1. КРЕЙСЕРСКАЯ АПЛ К-278 ЗАВ. № 510 ПРОЕКТА 685 «ПЛАВНИК», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «MIKE»

 

КАПЛ спроектирована в ЛПМБ «Рубин». Главный конструктор Н.А.Климов, затем Ю.Н.Кормилицин.

Опытная уникальная КАПЛ была заложена 22.04.1978 года на Северном Машиностроительном предприятии (г. Северодвинск). Спуск на воду состоялся в 1983 году, и 20.10.1983 года подписан приемный акт К-278 (такой тактический номер был присвоен этому кораблю). В период эксплуатации К-278 подтвердила лучшие предположения. По глубине погружения аналогов в мировом подводном флоте не было и, наверное, в ближайшее время не будет. АПЛ выполняла сложные испытательные задачи с успехом, и ей было присвоено почетное наименование «Комсомолец». К 1989 году К-278 была переведена из разряда опытных в боевой состав 1 ФПЛ КСФ. К сожалению, 07.04.1989 года при возвращении на базу с боевого похода на АПЛ возник сильный пожар, в результате которого К-278 затонула, при этом погибло 42 подводника.

 

  1. КРЕЙСЕРСКАЯ АПЛ ПРОЕКТОВ 945 «БАРРАКУДА» И 945А «КОНДОР», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «SIERRAI,II»

 

КАПЛ спроектирована в ЦКБ «Лазурит». Главный конструктор Н.И.Кваша.

Головная КАПЛ К-239 была заложена 08.05.1982 года на стапелях ССЗ «Красное Сормово», спущена на воду 29.07.1983 года и принята в строй 21.09.1984 года. Всего на верфях ССЗ «Красное Сормово» (г. Горький) в период с 1982 по 1993 годы было построено 4 КАПЛ проектов 945 и 945А (соответственно 2 и 2 единицы).

Проект 945 является дальнейшим развитием АПЛ 2-го поколения, наряду с проектом 671. Однако, поскольку спроектирована КАПЛ была в другом ЦКБ, с другими традициями, ряд вопросов был решен по-новому. КАПЛ этого проекта изготавливалась с титановым прочным корпусом, что позволило увеличить глубину погружения. Также, по сравнению с АПЛ проектов 671, было усилено вооружение и понижено акустическое поле.

КАЛЛ проектов 945 и 945А поступили в состав 6 ДиПЛ 1ФПЛ КСФ. В дальнейшем КАПЛ провели большое число БС, показав отличные результаты. При этом были опровергнуты заявления американских подводников об уязвимости и шумности советских и российских ПЛ. Неожиданные появления КАПЛ проектов 945 и 945А у побережья США и невозможность обнаружения их силами противолодочной обороны США доказали это в 90-х годах XX века.

11.02.1992 года, находясь в районе боевой подготовки, К-276 «Краб» столкнулась в подводном положении с АПЛ США «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес». Российская КАПЛ получила незначительные повреждения, в то время как по некоторым данным ремонт «Батон Руж» был признан нецелесообразным и АПЛ была выведена на слом.

На сегодняшний день КАПЛ проектов 945 и 945А проходят плановые ремонтные работы на СРЗ России и в будущем, надеемся, останутся грозными защитниками интересов России.

 

  1. КРЕЙСЕРСКАЯ АПЛ ПРОЕКТА 971 «ЩУКА-Б», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «AKULA»

КАПЛ спроектирована в СПМБМ «Малахит». Главный конструктор Г.Н.Чернышев.

Головная КАПЛ К-284 была заложена 06.11.1983 года на стапелях ССЗ им. Ленинского комсомола, спущена на воду 16.06.1984 года и принята в строй 30.12.1984 года. Всего на верфях ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре) и Северного Машиностроительного предприятия (г. Северодвинск) в период 1983 по 2000 год было построено 15 КАПЛ (соответственно 7 и единиц).

Проект 971 является дальнейшим развитием проектов семейства 671 и 945. Эти КАПЛ являются кораблями 3-го поколения, но по мере строительства серии конструкторами и строителями вносятся изменения в первоначальный проект. Эти изменения постоянно уменьшают шумность и улучшают боевые качества ПЛ, по сути осуществляется постепенный переход к многоцелевым АПЛ 4-го поколения.

КАПЛ, построенные в Комсомольске-на-Амуре вошли в состав 45 ДиПЛ 2ФПЛ КТОФ с базированием на Камчатке. Для КАПЛ, построенных на СМП, в 1985 году было создано новое формирование — 24 ДиПЛ, входящее в состав 3 ФПЛ КСФ с базированием в ВМБ Гаджиево. Следует отметить, что несмотря на пренебрежительные отзывы американских подводников, в очных столкновениях с новейшими АПЛ США КАПЛ проекта 971 показали себя с наилучшей стороны, подтвердив правильность заложенных проектных решений.

10.10.1990 года по инициативе членов экипажа К-317 кораблю было присвоено наименование «Пантера». Этим была отдана дань памяти подводникам ПЛ типа «Барс», построенных по проекту И.Г.Бубнова. В дальнейшем все КАПЛ проекта 971, в том числе и построенные ранее «Пантеры», получили имена старых русских ПЛ. На сегодня КАПЛ этого проекта являются мощной силой, способной решать различные задачи по защите морских рубежей России.

 

  1. АПЛ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 659, ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «ECHOI»

 

АПЛ с КР спроектирована в ЦКБ-18.

Главный конструктор П.П.Пустынцев, затем Н.А.Климов. Головная АПЛ с КР К-45 была заложена 20.12.1958 года на ССЗ им. Ленинского комсомола, спущена на воду 12.05.1960 года и 28.06.1961 года вошла в состав КТОФ. Всего в период с 1958 по 1963 год на верфях ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре) было построено 5 АПЛ с КР проекта 659.

Данный проект явился первым опытом размещения комплекса крылатых ракет на АПЛ, поэтому многое приходилось делать впервые. Это, естественно, не лучшим образом сказалось на качестве и боевых свойствах АПЛ. Также необходимо отметить, что серия АПЛ проекта 659 стала первым опытом постройки АПЛ на Дальнем Востоке. Первый ракетный комплекс П-5 оказался неудачным, и, поскольку уже строились АПЛ с КР проектов 675 и 661, решено было провести модернизацию по проекту 659Т, связанную с демонтажом ракетного комплекса и последующим переводом АПЛ в разряд торпедных.

Начиная с 1985 года все 5 АПЛ проекта 659 были выведены из состава ВМФ, хотя по состоянию на 1996 год еще не были разделаны и хранились на плаву в пунктах временного базирования КТОФ.

 

  1. АПЛ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 675, ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «ECHOII»

 

АПЛ с КР спроектирована в ЦКБ-18. Главный конструктор Н.А.Климов.

Головная АПЛ с КР К-166 была заложена 30.05.1961 года на стапелях Северного Машиностроительного предприятия, спущена на воду 06.09.1962 года и принята в строй 31.10.1962 года. Всего на верфях Северного Машиностроительного предприятия (г. Северодвинск) и ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре) в период с 1961 по 1968 годы было построено 29 (соответственно 16 и 13) АПЛ с КР этого проекта.

Проект 675 стал дальнейшим развитием проекта 659. Были учтены и исправлены многие ошибки, а также был модернизирован ракетный комплекс с увеличенным ракетным боезапасом (до 8 ПУ). Недостатком проекта являлась возможность ракетного пуска только из надводного положения. Позднее часть АПЛ с КР проекта 675 (10 единиц) прошла модернизацию по проекту 675 МК (675МУ) с установкой ракетного комплекса «Базальт», также 5 АПЛ с КР были модернизированы по проекту 675МКВ с установкой ракетного комплекса «Вулкан».

Для поступающих в состав ВМФ ракетоносцев были созданы 7 и 11 ДиПЛ на КСФ, а также 10 ДиПЛ на КТОФ. К-116 совершила с 02.02. по 26.03.1966 года групповой, совместно с К-133 проекта 627А, переход на КТОФ. К-22 и К-116 было присвоено звание «Гвардейская». Кроме этого, К-22 03.11.1967 года было присвоено наименование «Красногвардеец».

Лодки проекта 675 хорошо зарекомендовали себя и использовались достаточно активно длительное время, пока не были заменены АПЛ с КР 2-го поколения. В то же время можно упомянуть ряд аварийных ситуаций с АПЛ с КР этого проекта. В разные годы произошли столкновения с АПЛ США «Tautog», с фрегатом США «Voge», с АПЛ проекта 671 К-43 и другие. На К-431 10.08.1985, во время работ по перезагрузке реактора на СРЗ в б.Чажма, произошел взрыв в реакторном отсеке. В результате на К-431 и других кораблях и пирсах, расположенных рядом с аварийной лодкой, погибло 10 человек. Район получил сильное радиоактивное загрязнение. 20.08.1973 года на глубине 120 м в Карибском море столкнулась с рифом К-1. При этом были сильно повреждены носовые торпедные аппараты, заряженные торпедами с ядерными зарядами. При ремонте они были вырезаны целиком и подорваны на Новой Земле.

В настоящее время все АПЛ с КР проектов 675 и 675МКВ выведены из состава ВМФ и большей частью разделаны.

 

  1. АПЛ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ К-162 ПРОЕКТА 661 «АНЧАР», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «PAPA»

 

АПЛ с КР спроектирована в ЦКБ-16. Главный конструктор Н.Н.Исанин, затем Н.Ф.Шульженко.

Единственная АПЛ с КР проекта 661 К-162 была заложена 28.12.1963 года на стапелях Северного Машиностроительного предприятия, спущена на воду 14.12.1968 года и принята в строй 31.12.1969 года.

Проект 661 предусматривал создание АПЛ, вооруженной новейшим комплексом КР «Аметист». Впервые в отечественном кораблестроении основной корпус изготавливался из титана, что обеспечило АПЛ новые боевые возможности. Однако трудности, с которыми столкнулись корабелы, затянули строительство К-162. К тому моменту, когда закончилась опытная эксплуатация АПЛ с КР проекта 661 (декабрь 1971 года), были приняты в боевой состав ВМФ АПЛ 2-го поколения и среди них АПЛ с КР проекта 670, также вооруженная однотипным ракетным комплексом. Поэтому было принято решение ограничить проект 661 единичным образцом. Опыт, накопленный корабелами, пригодился в строительстве титановых АПЛ других проектов.

К-162 вошла в состав 1ФПЛ КСФ с базированием в ВМБ Западная Лица. В боевом составе флота К-162 совершила несколько боевых походов разной продолжительности. Несмотря на различные поломки оборудования и технических средств, чаще всего связанные с применением новинок отечественной промышленности, корабль в целом зарекомендовал себя хорошо. Одно и достижений К-162, а именно показанная во время ходовых испытаний максимальная подводная скорость в 45 узлов, до сих пор не превзошла ни одна ПЛ в мире.

В конце 80-х годов тактический номер К-162 был изменен на К-222. Под этим номером уже в начале 90-х АПЛ с КР проекта 661 была выведена сначала в ремонт, а позднее и из состава ВМФ.

 

  1. АПЛ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТОВ 670 «СКАТ» И 670М «ЧАЙКА», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «CHARLI-I,II»

 

АПЛ с КР спроектирована в СКБ-112 (с 1974 года ЦКБ “Лазурит”). Главный конструктор В.П.Воробьев.

Головная АПЛ с КР проекта 670 К-43 была заложена 09.05.1964 года на стапелях ССЗ «Красное Сормово», спущена на воду 02.08.1966 года и принята в строй 05.11.1967 года. Головная АПЛ с КР проекта 670М К-452 была заложена 30.12.1972 года на стапелях ССЗ «Красное Сормово», спущена на воду 25.07.1973 года и принята в строй в июле 1975 года. Всего на верфях ССЗ «Красное Сормово» (г. Горький) в период с 1964 по 1980 год было построено 11 и 6 АПЛ с КР проектов 670 и 670М соответственно.

Проект 670 является, наравне с проектами 671 и 667А, первым среди АПЛ 2-го поколения. На кораблях этого проекта впервые в отечественном кораблестроении на АПЛ была применена однореакторная схема ГЭУ. Необычная форма прочного корпуса носовых отсеков позволила удачно разместить за бортом пусковые контейнеры комплексов КР «Аметист» и «Малахит» для проектов 670 и 670М соответственно.

Все АПЛ с КР проектов 670 и 670М входили в состав 11 ДиПЛ 1 ФПЛ КСФ с базированием сначала в губе Оленья, а затем в губе Нерпичья ВМБ Западная Лица. Начиная с 1974 года (К-201) и до 1987 года (К-302) все 11 АПЛ с КР проекта 670 совершили межтеатровые переходы и вошли в состав 10 ДиПЛ 2 ФПЛ КТОФ с базированием в ВМБ Рыбачий.

К-43 проекта 670 с 1988 и по 1991 годы передавалась в состав ВМФ Индии (S71 «Chakra»), где служила УТС для подготовки индийских подводников для службы на АПЛ. К-429 затонула у берегов Камчатки 23.06.1983 года при отработке задач БП. Поднята в августе 1983 года. Вторично затонула 13.09.1985 года в СРЗ-49, где вторично поднята, и с 12.10.1986 года переоборудована в УТС.

Головная АПЛ с КР проекта 670М К-452 с 1986 по 1992 годы прошла модернизацию по проекту 06740. В 1989 году получила наименование «Беркут», а начиная с декабря 1997 года наименование «Новгород Великий».

На сегодняшний день почти все АПЛ с КР этих проектов выведены из состава ВМФ и находятся в ОФИ или разделаны.

 

  1. АТОМНЫЙ ПОДВОДНЫЙ РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТОВ 949 «ГРАНИТ» И 949А «АНТЕЙ», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «OSCARI,II»

 

АПРК спроектирован в ЛПМБ «Рубин». Главный конструктор П.П.Пустынцев, затем И.Л.Баранов.

Головной АПРК пр.949 К-525 был заложен 24.07.1975 года на стапелях Северного Машиностроительного предприятия, спущен на воду 03.05.1980 года и принят в строй 30.12.1980 года. Головной АПРК пр.949А К-148 был заложен 22.07.1982 года, спущен на воду 03.03.1985 года и принят в строй 30.09.1986 года. Всего на верфях Северного Машиностроительного предприятия (г. Северодвинск) в период с 1975 по 2000 год было построено 13 АПРК этих проектов (соответственно 2 — пр.949 и 11 — пр.949А).

АПРК этого проекта оснащены твердотопливными сверхзвуковыми крылатыми ракетами, которые могут с большой точностью и на дальней дистанции поражать корабли противника. Крейсера проектов 949 и 949А являются АПЛ 3-го поколения с хорошими тактико-техническими характеристиками. Особенно можно отметить условия обитаемости личного состава. Данные АПРК отлично зарекомендовали себя в период прохождения боевых служб. Вероятные противники высоко оценили этот класс АПРК и дали этим кораблям неофициальное прозвище «убийцы авианосцев».

Все АПРК пр.949 и 949А вошли в состав 11 ДиПЛ 1ФПЛ КСФ с базированием в Западной Лице.

Начиная с 1989 года АПРК пр.949А стали проводить межтеатровые переходы на КТОФ, в состав 10 ДиПЛ 2 ФПЛ КТОФ. Таким образом, до 2000 года на КТОФ перешли 6 крейсеров. К-141 «Курск» и К-119 «Воронеж» были переданы в состав 7 ДиПЛ КСФ с базированием в Видяево. С изменением политической ситуации в стране с 1991 года корабли проектов 949 и 949А стали получать наименования городов России, в знак укрепления шефских связей. Так появились «Орел», «Томск», «Иркутск», «Архангельск» и другие.

Подводники, служившие на АПРК этих проектов, высоко оценивают боевые возможности и надежность кораблей данного проекта.

 

  1. АПЛ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 658М, ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «HOTEL- I»

 

АПЛ с БР спроектирован в ЦКБ-18. Главный конструктор С.Н. Ковалев.

Головной ракетоносец К-19 был заложен 17.10.1958 года на стапелях Северного Машиностроительного предприятия, спущен на воду 11.10.1959 года и принят в строй 12.11.1960 года. Всего на верфях Северного Машиностроительного предприятия (г. Северодвинск) в период с 1958 по 1962 год было построено 8 АПЛ с БР этого проекта.

АПЛ проекта 658 стали первыми советскими атомными ракетоносцами. Они были вооружены ракетным комплексом Д-2 из 3-х баллистических ракет с надводным стартом. Впоследствии, с внедрением нового ракетного комплекса Д-4 с подводным стартом, все корабли серии прошли модернизацию по проекту 658М. К-145 была переоборудована под ракетный комплекс Д-9 с добавлением еще одного ракетного отсека и увеличением боекомплекта до 6 БР по проекту 701 (по классификации NATO «Hotel-III»). На флоте за свое развитое ограждение выдвижных устройств и ракетных шахт эта АПЛ с БР получила прозвище «термоядерный забор».

Все ракетоносцы проекта 658 вошли в состав специально сформированной 31 ДиПЛ 1 ФПЛ КСФ. В дальнейшем К-178 (в 1963 году) и К-55 (в 1968 году) совершили трансарктические переходы и вошли в состав КТОФ.

Почти все корабли серии не имели крупных аварийных ситуаций, хотя достаточно активно и долго использовались в боевых службах. Исключение составляет головной ракетоносец К-19. Еще при строительстве этой АПЛ с БР погибло несколько рабочих. Затем в июле 1961 года случилась авария с реактором, при ликвидации которой переоблучились и погибли 8 человек. После ремонта и модернизации по проекту 658М 15.11.1969 года К-19 столкнулась с АПЛ США «Gato». 24.02.1972 года на К-19 произошел пожар, в результате которого выгорело несколько отсеков и погибло 28 подводников. При этом 10 моряков оказались отрезанными в кормовом отсеке и длительное время находились там, пока подлодка не была отбуксирована на базу. За свои многочисленные аварии К-19 получила мрачное прозвище «Хиросима».

После вступления в силу договоров ОСВ с АПЛ ракетные шахты были демонтированы и бывшие ракетоносцы переквалифицировали сначала в торпедные АПЛ, а позднее переоборудовали в АПЛ связи (по классификации NATO «Hotel-II»). Начиная с 1987 года все АПЛ проекта 658М выведены из состава ВМФ и большей частью уже разделаны. Последним был спущен флаг на многострадальной К-19, и сегодня она еще находится в отстое.

 

  1. РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667А «НАВАГА», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «YANKEE»

 

РПКСН спроектирован в ЦКБ-18. Главный конструктор С.Н.Ковалев.

Головной РПКСН К-137 проекта 667А заложен 04.11.1964 года на стапелях Северного Машиностроительного предприятия, спущен на воду 11.09.1966 года и принят в строй 05.11.1967 года. Всего на верфях Северного Машиностроительного предприятия (г. Северодвинск) и Завода им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре) в период с 1964 по 1974 год было построено 34 РПКСН (соответственно 24 и 10 единиц).

Первоначально проект планировалось вооружить ракетным комплексом Д-7, но впоследствии крейсер получил 16 БР Р-25 комплекса Д-5. Принципиально РПКСН проекта 667А уже являлись кораблями 2-го поколения с соответствующими тактико-техническими характеристиками. Еще до ввода в строй 31.05.1967 года головной РПКСН К-137 посетили руководители страны и вооруженных сил: Л.И.Брежнев, А.Н.Косыгин, А.А.Гречко и С.Г.Горшков. После передачи РПКСН флоту К-137 прибыл на КСФ в ВМБ Гаджиево в состав 31 ДиПЛ КСФ. Позднее корабли проекта 667А входили в состав 19 и 31 ДиПЛ на КСФ, а также 8 и 25 ДиПЛ на КТОФ.

В 1970 году РПКСН был признан «отличным» и к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина ему было присвоено наименование «Ленинец». Некоторые РПКСН проекта 667А, построенные на СМП, совершили межтеатровые переходы и вошли в состав КТОФ. Неоднократно крейсерами осуществлялись длительные арктические походы, в том числе и со всплытиями в районе Северного полюса и стрельбами оттуда.

В целом надо отметить, что данный проект оказался удачным и впоследствии семейство 667-х (модификации Б, БД, БДР и 5ДРМ) достигло 77 РПКСН. Удачность принятых решений могут подтвердить и многочисленные конверсии в АПЛ различных назначений — от торпедной АПЛ проекта 667АТ до АПЛ СН КС-411.

3 октября 1986 года после разрушения одной из ракетных шахт и последующими в результате этого массовыми возгораниями в отсеках затонул РПКСН К-219. При этом погибли 4 подводника.

В настоящий момент все РПКСН проекта 667А выведены из состава ВМФ, исключение составляют уже упомянутые конверсии.

 

  1. РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667Б «МУРЕНА», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «DELTAI»

 

РПКСН спроектирован в ЦКБ-18 — Главный конструктор С.Н.Ковалев.

Головной РПКСН К-279 был заложен в 1971 году на стапелях Северного Машиностроительного предприятия, спущен на воду 27.11.1972 года и принят в строй 27.12.1972 года. Всего на верфях Северного Машиностроительного предприятия (г. Северодвинск) и Завода им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре) в период с 1971 по 1978 год было построено18 РПКСН (соответственно 10 и 8 единиц).

Проект 667Б является дальнейшим развитием проекта 667А. Впервые на ПЛ были установлены межконтинентальные БР. Большие массогабаритные характеристики ракетного комплекса Д-9Д обусловили увеличение водоизмещения и уменьшение ракетного боекомплекта до 12 БР, по сравнению с РПКСН пр. 667А.

Головной РПСКН К-279 вошел в состав 31 ДиПЛ КСФ. Затем в 1972 году было создано новое формирование — 41 ДиПЛ, входящее в состав 11 ФПЛ КСФ, с базированием в ВМБ Гремиха, специально для службы РПКСН проекта 667Б. Ввод в состав ВМФ тихоокеанских РПКСН пр. 667Б начался позднее северных, в 1974 году. Первоначально на КТОФ РПКСН этого проекта вводились в состав 25 ДиПЛ, затем для управления этими крейсерами было создано новое соединение — 21 ДиПЛ.

РПКСН К-171 в 1976 году совершила групповой переход (вместе с К-469 пр. 671) с КСФ на КТОФ, пройдя через пролив Дрейка, побывав таким образом в четырех океанах.

С появлением новых проектов РПКСН, а также выработкой ресурсов и выполнением договора СНВ-1, крейсера проекта 667Б выводятся из состава ВМФ для дальнейшей утилизации. 41 и 21 ДиПЛ расформированы, оставшиеся в строю несколько единиц (по разным данным 2 на КТОФ и 1 на КСФ) переведены в другие соединения.

 

  1. РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667БД «МУРЕНА-М», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «DELTAII»

 

РПКСН спроектирован в ЛПМБ «Рубин». Главный конструктор С. Н.Ковалев.

Головной РПКСН К-182 был заложен в 1973 году на стапелях Северного Машиностроительного предприятия, спущен на воду 12.01.1975 года и принят в строй 30.09.1975 года. Всего на верфях Северного Машиностроительного предприятия (г. Северодвинск) в период с 1973 по 1976 год было построено 4 РПКСН этого проекта.

Проект 667БД продолжает развитие проектов 667А и 667Б. Используя тот же ракетный комплекс Д-9Д, что и пр. 667Б, в этом РПКСН ракетный боекомплект довели до 16 БР. Также при разработке нового проекта были приняты меры по снижению шумности подводного крейсера. Все это привело к удлинению корабля и увеличению водоизмещения.

Головной РПСКН К-182 вошел в состав нового соединения РПКСН — 13 ДиПЛ КСФ. Эта дивизия была сформирована на 3 ФПЛ КСФ с базированием в Гаджиево. В течение 1976 года все корабли серии прибыли в соединение. Экипажи прошли обучение в 93 УЦ ВМФ в г. Палдиски.

РПКСН К-182 4 ноября 1977 года было присвоено почетное наименование «60 лет Великого Октября». В течение 1977-78 годов экипаж К-182 завоевал приз ГК ВМФ и занял первое место по ракетной подготовке. В 1979 году 1-й экипаж завоевал приз МО СССР «За успешные ракетные пуски». В1979 году все 4 РПКСН проекта 667БД были переведены в состав 31 ДиПЛ той же 3 ФПЛ. В новом соединении эти РПСКН так же, как и в составе 19 ДиПЛ, сумели достигнуть отличных показателей. В этой дивизии они и закончили свою службу. По данным A.C.Павлова, К-182, К-92, К-193 и К-421 приказом от 31 июля 1996 года исключены из состава КСФ.

 

  1. РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667БДР «КАЛЬМАР», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NАТО «DELTAIII»

 

РПКСН спроектирован в ЛПМБ «Рубин». Главный конструктор С.Н.Ковалев.

Головной РПКСН К-182 был заложен в 1974 году на стапелях Северного Машиностроительного предприятия, спущен на воду 30.12.1975 года и принят в строй 30.12.1976 года. Всего на верфях Северного Машиностроительного предприятия (г. Северодвинск) в период с 1973 по 1982 год было построено 14 РПКСН этого проекта. Проект 667БДР является удачным продолжением серии 667. РПКСН этого проекта впервые были оснащены ракетным комплексом Д-9Р с межконтинентальной ракетой Р-29Р, с разделяющимися головными частями. Хотя в целом архитектурные решения и состав основного оборудования остались теми же, что и в проектах 667А, Б, БД, данный проект отличается более совершенной системой управления оружием, акустической защитой и современными средствами РЭВ, также улучшены условия размещения и работы личного состава.

Все РПСКН 667БДР вошли в состав 13 ДиПЛ ЗФПЛ КСФ с базированием в Гаджиево. РПКСН К-441 в 1978 году было присвоено почетное наименование «60 лет ВЛКСМ». Неоднократно РПКСН пр. 667БДР совершали длительные арктические походы. Так, например, в 1982 году К-441 обошла по периметру Северный Ледовитый океан в условиях полярной ночи. В 1985 году экипаж К-487 на РПСКН К-44 осуществил всплытие на Северном полюсе, где были проведены сложные испытания ракетного комплекса. Начиная с 1979 года РПКСН пр. 667БДР начали проводить межтеатровые переходы на КТОФ в состав 25 ДиПЛ 2 ФПЛ КТОФ. К-490 и К-455 осуществили групповой переход по Южному маршруту через Атлантический и Индийский океаны. К-223, К-506, К-180, К-433, К-211, К-441 и К-449 перешли под льдами Арктики. Оставшиеся на КСФ РПКСН пр. 667БДР были переведены в 31 ДиПЛ С 1994 года РПКСН пр. 667БДР стали постепенно выводится из состава ВМФ.

В 1998 РПКСН К-44 получил наименование «Рязань», а РПКСН К-433 стал именоваться «Святой Георгий Победоносец», затем в 1999 году наименование «Борисоглебск» присвоено К-496.

 

  1. РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667БДРМ «ДЕЛЬФИН», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «DELTA-IV»

 

РПКСН спроектирован в ЛПМБ «Рубин». Главный конструктор С.Н.Ковалев.

Головной РПКСН К-51 был заложен 23.02.1981 года на стапелях Северного Машиностроительного предприятия, спущен на воду в декабре 1984 года и принят в строй 30.12.1985 года. Всего на верфях Северного Машиностроительного предприятия (г. Северодвинск) в период с 1981 по 1992 год было построено 7 РПКСН этого проекта.

Проект 667БДРМ стал последним в серии 667 и является улучшенным кораблем 2-го поколения, с внедрением ряда наработок и конструкторских решений 3-го поколения. РПКСН этого проекта оснащены ракетным комплексом Д-9РМ с 16 БР Р-29РМ с разделяющимися головными частями.

Все РПСКН 667БДРМ вошли в состав 13 ДиПЛ 3ФПЛ КСФ с базированием в ВМБ Гаджиево. РПКСН К-51 получил почетное наименование «XXVI съезд КПСС». В 1987 году этот РПКСН совершил длительный арктический поход и 15 сентября всплыл на Северном полюсе. Также всплытие на Северном полюсе осуществил 30.07.1991 года РПКСН К-18. РПКСН К-117 стал 1000-й ПЛ постройки России и СССР. Есть информация о том, что этому крейсеру предполагалось присвоить наименование «70 лет Октября».

В 1991 году с борта РПКСН К-407 была произведена ракетная стрельба полным боекомплектом: операция получила название «Бегемот». В марте 2000 года во время учений СФ на К-18 выходил в море и совершал погружения ИО президента России В.В.Путин.

Сегодня РПКСН пр. 667 БДРМ являются надежной частью стратегического щита России. Этот факт подтверждается крепкими шефскими связями с регионами страны, с присвоением номерным крейсерам имен российских городов.

 

  1. АТОМНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 941 «АКУЛА», ПО КЛАССИФИКАЦИИ NATO «TYPHOON»

 

ТАПКСН спроектирован в ЛПМБ «Рубин». Главный конструктор С.Н.Ковалев.

Головной ТАПКСН ТК-208 был заложен 30.06.1976 года на стапелях Северного Машиностроительного предприятия, спущен на воду 23.09.1979 года и принят в строй в 12.12.1981 года, хотя приемная комиссия работала и в 1982 году. Всего на верфях Северного Машиностроительного предприятия (г. Северодвинск) за период с 1976 по 1989 год было построено 6 ТАПКСН этого проекта.

Проект 941 по своей архитектуре и подводному водоизмещению является уникальным, что дало ему место на страницах книги рекордов Гиннесса. Оригинальная компоновка прочных корпусов позволила разместить мощный ракетный комплекс Д-19 с ракетным боезапасом 20 БР типа Р-39, каждая с 10 разделяющимися боеголовками.

Несмотря на большое водоизмещение, проект 941 отвечает требованиям АПЛ 3-го поколения. ТК-12 является 100-й АПЛ, построенной на Северном Машиностроительном предприятии.

Начиная с 1982 года ТАПКСН проекта 941 активно участвовали в боевой службе на КСФ. Крейсера этого проекта осуществляли всплытия в районе Северного полюса и проводили успешные пуски БР в любых арктических районах. В 1987 году ТАПКСН ТК-12 осуществил длительный высокоширотный поход (ВШШП) в Арктике с неоднократной сменой экипажей. Во время боевых служб проект заслужил славу очень надежного корабля.

ТАПКСН пр. 941 входят в состав 18 ДиПЛ 1 ФПЛ КСФ с базированием в ВМБ Западная Лица. В связи с окончанием гарантийных сроков на некоторое оборудование и заменой ракетного комплекса, ТАПКСН пр. 941 проходят модернизацию на СМП. Хочется, чтобы и в будущем корабли этого проекта защищали рубежи страны.

 

  1. СОЕДИНЕНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК СССР И РОССИИ

 

По состоянию на конец 1917 года в составе Балтийского флота находилась дивизия ПЛ, в составе 5 дивизионов, включавших в себя 19 ПЛ. Однако годовым праздником дивизии стала дата первого боевого похода революционных подводников — 28 ноября 1918 года, эта же дата позднее стала отмечаться как День подводника (до 1995 года, когда официально Днем моряка-подводника было объявлено 19 марта). Позднее данное соединение около 25 раз меняло наименование и подчинение. Сейчас это старейшее соединение ПЛ носит наименование «25 бригада ПЛ».

Развитие ВМФ и судостроительной промышленности привело к увеличению количества ПЛ в строю, для управления которыми создавались новые соединения. Интенсивно наращивались подводные силы на Северном и Тихоокеанском флотах. Таким образом, к 22.06.1941 года СССР подошел, имея на флотах Бригады ПЛ, состоящие из дивизионов, Учебные БрПЛ, Отдельные дивизионы ПЛ и Учебный отряд подводного плавания. К концу Великой Отечественной войны наиболее заслуженные соединения были отмечены наградами и почетными наименованиями. Так БрПЛ КСФ была награждена орденами Красного Знамени и Ушакова 1 степени, БрПЛ ДКБФ была награждена орденом Красного Знамени, а на КЧФ 1-я БрПЛ получила наименование Севастопольской и была награждена орденом Красного Знамени, а 2-я БрПЛ получила наименование Констанцской и была награждена орденом Ушакова 1 степени.

В послевоенный период советский ВМФ получил новые типы ПЛ, в том числе и атомные. Также ПЛ стали нести новое, более современное, вооружение, включающее наряду с торпедным и ракетное оружие. Изменилась военная доктрина и районы боевого использования ПЛ. Эти и другие аспекты потребовали очередной реорганизации уже существующих соединений, а также создание новых подразделений. К концу 70-х годов были сформированы целые флотилии АПЛ на КСФ и КТОФ. Специфика применения ракетного оружия потребовала создать специализированные соединения АПЛ. Так появились 8,21 и 25 ДиПЛ на КТОФ 113, 16, 18, 19, 31 и 41 ДиПЛ на КСФ, включающие в свой состав ПЛ с БР. Для управления ПЛ с КР создали 7, 11 ДиПЛ и другие соединения. Внедрение новых типов АПЛ, с новыми ТТХ, также часто приводило к необходимости создания новых формирований. Как пример можно привести 6 ДиПЛ КСФ, созданную для управления АПЛ проекта 705. Обеспечение ремонта и постройки ПЛ также вызвало необходимость создания специальных соединений.

Заслуги советских подводников и в послевоенное время были высоко оценены страной. 339 отдельная БрПЛ получила почетное наименование «50 лет СССР», 11 ДиПЛ присвоили наименование «Имени 60-летия СССР». Несколько соединений в мирное время были награждены боевыми орденами Красного Знамени. Это 1 ФПЛ КСФ, 31 ДиПЛ КСФ. 25 БрПЛ ДКБФ и 37 ДиПЛ ДКБФ.

В конце XX века количество боеспособных ПЛ неуклонно уменьшается, одновременно снижается необходимость в громоздкой системе управления подводными силами. Для России потеряна часть мест базирования ПЛ на Балтике и Черном море. Сегодня происходит очередная реорганизация соединений. Однако те соединения, которые остаются, сохраняют и поддерживают традиции, заложенные советскими моряками-подводниками.

 

  1. ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ XXI ВЕКА

 

Наступил XXI век. Россия вступает в него, имея сильный подводный флот, включающий в себя ПЛ различных типов от самых маленьких — дизельных типа «Пираньи» и прочих, ей подобных — до самых больших в мире ТАПКСН проекта 941 «Акула». В то же время отечественное кораблестроение не стоит на месте. Проектируются и строятся подводные корабли XXI века. Так 26.12.1997 года на государственном предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге была заложена головная торпедо — ракетная ДЭПЛ проекта 677 «Лада», спроектированная в ЦКБ МТ «Рубин», ДЭПЛ получила наименование «Санкт-Петербург». 2.11.1996 года на верфях Северного Машиностроительного предприятия в г. Северодвинске заложен головной ракетоносец нового поколения проекта 955 «Борей», также спроектированный специалистами ЦКБ МТ «Рубин». Этот ТРПКСН получил имя основателя Москвы — «Юрий Долгорукий». Эти и другие ПЛ будут защищать границы России в начавшемся веке.

 

  1. ОТ «ДЕЛЬФИНА» ДО «БОРЕЯ» — 100 ЛЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЛ В РОССИИ

 

Созданная 04.01.1901 года (по старому стилю 22.12.1901 года) комиссия по проектированию подводных лодок, позднее более известная под названием «Строительная комиссия», ознаменовала переход к профессиональному проектированию и строительству подводного флота России. Руководили новой структурой выдающиеся русские инженеры-кораблестроители И.Г.Бубнов, И.С.Горюнов и М.Н.Беклемишев. Уже 3.05.1901 год был представлен проект ПЛ, впоследствии переименованной в ПЛ «Дельфин». После подключения к работе конструкторов чертежников Балтийского судостроительного завода в 1906 год комиссия была реорганизована в Отдел подводного плавания (сокращенно «Подпла»). Именно в «Подпла» были спроектированы ПЛ проектов «Касатка», «Минога», «Акула» и «Морж». Однако в 1917 году все работы по обеспечению строительства новых ПЛ прекратились, и до 1924 года деятельность «Подпла» ограничивалась только ремонтом уже построенных лодок. В связи с отсутствием проектных работ Отдел подводного плавания был расформирован.

1.11.1926 года, после полуторагодового перерыва, на Балтийском заводе было создано «Бюро по постройке ПЛ» (практически воссоздан «Подпла») и с этого момента деятельность проектантов ПЛ не прекращалась до сегодняшнего дня. Под руководством Б.М.Малинина в Бюро были созданы проекты ПЛ: 2 серии «Декабрист», 2 серии «Ленинец», 3 серии «Щука» также проект восстановления английской ПЛ L-55. Бюро просуществовало под своим наименованием до начала 1931 года, когда началась реорганизация в системе «Союзверфь». В результате, начиная с 1.04.1932 года проектированием ПЛ стало заниматься Центральное конструкторское бюро специального (подводного) судостроения № 2 — ЦКБС-2. В январе 1937 года ЦКБС-2 было переименовано в ЦКБ-18. Здесь до, во время и после Великой Отечественной войны (в период до 1953 года) были спроектированы все советские ПЛ, построенные к концу 50-х годов. После выделения в 1953 году из состава ЦКБ-18 квалифицированных сотрудников, были созданы новые структуры проектирования ПЛ. Это были СКБ-143, ЦКБ-16 и ЦКБ-112. 01.10.1966 года ЦКБ-18 5ыло переименовано в Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин». Затем 02.09.1989 года произошло последнее переименование в Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», под этим названием бюро работает и сегодня.

Таким образом, все 100 лет профессионального проектирования ПЛ в России и СССР неразрывно связаны с историей ЦКБ МТ «Рубин». За это время здесь было спроектировано более 30 проектов ДЭПЛ (только построенных) и более 10 проектов АПЛ. Бюро стало признанным лидером по проектированию подводных ракетоносцев. Заслуги «Рубина» высоко отмечены страной. Бюро награждено орденами Ленина (дважды), Октябрьской Революции и орденом Трудового Красного Знамени.

В XXI веке «Рубин» продолжает работать над проектированием ПЛ. Здесь спроектированы заложенные в конце XX века ТРПКСН «Борей» и ДЭПЛ «Санкт-Петербург».

Комментарии к статье - ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ РОССИИ НА ЗНАЧКАХ И МЕДАЛЯХ

Оставить комментарий