Авторизация:
База данных номеров наград

Открытая база наград и награждений СССР

Каталог орденов и медалей России

Общий список наград РФ

Каталог орденов и медалей СССР

Общий список наград СССР

Почетные звания Российской Федерации

Поиск наград

Доска объявлений для, кто потерял или хочет вернуть найденную награду

Главная » Знаки СССР, Награды СССР

Знак «Отличник соцсоревнования наркомтанкопрома СССР»

знак «Отличник соцсоревнования наркомтанкопрома СССР»

знак «Отличник соцсоревнования наркомтанкопрома СССР»

В начале осени 41-го был создан Народный комиссариат танкопрома. 05.05.1942 г. новое ведомство учредило награду — значок «Отличник соцсоревнования наркомтанкопрома СССР». Вручение знака происходило до октября 45-го.

Внешний вид значка

Значок «Отличник соцсоревнования наркомтанкопрома СССР» чеканился в виде круга. Центральная деталь аверса — танк. За ним алое эмалевое знамя, на котором в 3 ряда помещены слова: «ОТЛИЧНИК СОЦСОРЕВНОВАНИЯ». Буквы и древко золотистые.

Слева от полотнища алая эмалевая звездочка с золочеными краями. От нее расходятся лучи. По левому краю значок окаймляет венок. Внизу вьется ленточка, на которой выгравировано наименование ведомства: «НАРКОМТАНКОПРОМА». Ниже — буквы «СССР».

Размеры жетона — 3,6×3,3 сантиметра. На обороте предусмотрено винтовое крепление. Чеканился значок из сплава цветных металлов.

Существовало 2 разновидности жетона. Первый отличался позолоченным аверсом. Следы золочения можно было заметить и на реверсе, что объяснялось технологическими особенностями производства. 2-я разновидность была с посеребренным аверсом, остатки серебрения были и на реверсе.

Выпускался значок московским товариществом художников.

Наркомтанкопром

Для управления танковой промышленностью 11.09.1941 г. был создан Народный комиссариат танкопрома (НКТП). Решение об этом было принято из-за того, что в начале ВОВ страна потеряла огромное количество танков. Основой нового ведомства стал Наркомат средмаша.

Подобные ведомства в то время создавались ив других сферах военной промышленности. Располагался новый Наркомат в Челябинске и довольно быстро превратился в один из наиболее крупных народных комиссариатов страны. Ему были подведомственны несколько масштабных промышленных предприятий, на каждом из которых работало свыше 10 тысяч человек. В общей сложности в годы ВОВ на предприятиях Наркомтанкопрома трудилось до 250 тысяч рабочих.

В Наркомате были заводы, которые в 30-е годы уже выпускали танки. Среди них Харьковский завод, производивший Т-34, знаменитый Ленинградский Кировский, Мариупольский и т.д. Однако, в начале осени большая часть этих предприятий находилась под угрозой гитлеровской оккупации.

Поэтому возникла настоятельная необходимость включить в состав Наркомата заводы, находящиеся на востоке страны. Перевозимые с запада заводы располагались на территории других предприятий. К примеру, на площадях ЧТЗ расположился Кировский завод. Помимо этого, в состав НКИП были включены предприятия, никогда ранее не занимавшиеся выпуском танков. Формирование ведомства закончилось в декабре 41-го.

На первых порах ведомство должно было решить задачу резкого повышения объема выпуска танков. В минимальное время на предприятиях НКТП были освоены и введены современные технологии массового выпуска. Среди прочего, использовалась сборка на конвейере. Появились новые станки, обладающие большей производительностью. Вместо кованых деталей стали использоваться литые. Было применено изобретение академика Патона, касающееся автоматической сварки корпусов.

Все этого принесло свои плоды. Только за 42-й год была существенно уменьшена трудоемкость выпуска танка Т-34. Снижение трудоемкости в зависимости от завода составило 22-40 %.

Постоянно шло усовершенствование и упрощение конструкции. Это также позволяло увеличивать выпуск бронированных машин. Но чрезмерные старания по упрощению вызвало уменьшение надежности. По этой причине уже с средины 42-го основной задачей конструкторских бюро стало максимальное повышение надежности.

Грамотная работа Наркомтанкопрома в первый период ВОВ во многом определила дальнейшие успехи танкостроения страны. По количеству выпускаемых бронированных машин наша промышленность значительно превосходила немецкую, а также промышленность государств, находящихся в гитлеровской оккупации.

К примеру, в 42-м в Советском Союзе было выпущено свыше 2,5 тыс. танков, в Германии же менее 6,2 тыс. В следующем году у нас было более 24 тыс., в Германии всего 10,7 тыс. В 44-м цифры составили 28,9 тыс. против 18,3 тыс.

14.10.1945 г. было решено, что Наркомтанкопром свои задачи решил и он превратился в Наркомат транспортного машиностроения. Спустя год он стал Министерством транспортного машиностроения.

Директора НКТМ

Сразу после создания нового ведомства его возглавил В.А. Малышев. Родился он в 1902 г. В 22 г. окончил железнодорожный техникум в Великих Луках. Спустя 2 года вступил в партию. Работал Машинистом, затем поступил в МВТУ им. Баумана. После окончания ВУЗа работал конструктором. Вскоре стал директором завода им. Куйбышева в Коломне.

В 1939 г. стал наркомом тяжелого машиностроения страны. Через год был назначен на должность зампредседателя Совнаркома. Одновременно с этим работал Наркомом среднего машиностроения.

В 41-м возглавил вновь образованный наркомат танкопрома. Это ведомство во время ВОВ руководило изготовлением танков. За огромные достижения в этом деле и производство отличных бронированных машин в 44-м году стал Героем Соцтруда.

После завершения ВОВ НКТП перестало существовать, Мальцев занял пост Наркома транспортного машиностроения. В 1947 г. был назначен на должность зампредседателя Совмина. Параллельно с этим работал председателем Госкомитета Совмина по внедрению передовой техники. Впоследствии возглавлял несколько министерств.

В 55-м году стал председателем правительственной комиссии, расследующей причины крушения корабля «Новороссийск». Был Генерал-полковником инженерно-технической службы. Скончался в 1957 г. причиной смерти стала лучевая болезнь, появившаяся после того, как 4-мя годами ранее он побывал на ядерном полигоне. Там проходили испытания 1-й термоядерной бомбы. Его могила у Кремлевской стены.

Вторым директором НКТМ стал И.М. Зальцман, родившийся в 1905 г. на Украине. В 19 лет вступил в комсомол, еще через 4 года в партию. В 33-м году окончил индустриальный институт в Одессе. Переехал в Ленинград. Трудился на Кировском заводе. Когда директор в 1938 г. был арестован, на его место назначили Зальцмана.

Завод был крупнейшим предприятием, выпускающим танки. Зальцман постоянно наращивал из производство, стремясь производить самую передовую технику. В ее числе были тяжелые танки «КВ». Свою деятельность продолжал и в начале блокады. Параллельно с этим занимал пост зама наркома танкопрома.

Под его руководством предприятие было эвакуировано в Челябинск. Хотя на ЧТЗ отсутствовали площадки, пригодные для выпуска бронированных машин, Зальцман сумел в самое короткое время организовать производство. Все это он сделал невзирая на нехватку рабочих, инженеров и сырья.

В начале 42-го возглавил нижнетагильский танковый завод. Чуть более месяца ему понадобилось на то, чтобы перестроить предприятие на производство современной модели техники. Обычно на это требуется год. С 14.07.1942 г. по 28.06.1943 г. возглавлял Наркомтанкопром. После этого возвратился к руководству Кировским заводом.

В 1945 г. стал Генерал-майором. Был директором завода до 1949 г., после чего с должности его сняли. Причины этого решения неизвестны, но, скорее всего, это произошло из-за смерти Гинзбурга, бывшего известным конструктором бронетехники. Дело в том, что 1-е испытания СУ-76 прошли неудачно. За плохое качество самоходок Зальцман приказал уволить Гинзбурга. Последний попал на фронт, в действующую армию, в танковую бригаду. В августе 1943 г. он погиб.

Осенью 49-го был исключен из партии за связи с подозреваемыми по нескольким громким делам того времени. За этим последовало увольнение с работы. Сам Зальцман говорил, что это произошло из-за того, что он отказался давать показания против нескольких видных лиц. Сам он остался на свободе по распоряжению Сталина, который высоко ценил его заслуги во время ВОВ.

Официально Зальцман был уволен за слишком долгое техническое перевооружение предприятия, «барское» отношение и грубость с подчиненными. Помимо этого, его обвиняли в том, что он недовыпустил 3 тыс. тракторов, сорвав при этом план.

После этого стал работать инженером на муромском машиностроительном заводе. В 1955 г. Зальцмана восстановили в партии. Через 4 года он возглавил механический завод. На пенсию ушел лишь в 81 год. В 1988 г. скончался в Ленинграде. Там и похоронен.

Комментарии к статье - Знак «Отличник соцсоревнования наркомтанкопрома СССР»

Оставить комментарий