Знак «Почетному работнику морского флота СССР» | Портал о наградах, орденах и медалях России, СССР и стран мира
Авторизация:
База данных номеров наград

Открытая база наград и награждений СССР

Каталог орденов и медалей России

Общий список наград РФ

Каталог орденов и медалей СССР

Общий список наград СССР

Почетные звания Российской Федерации

Поиск наград

Доска объявлений для, кто потерял или хочет вернуть найденную награду

Главная » Знаки СССР, Награды СССР

Знак «Почетному работнику морского флота СССР»

Знак «Почетному работнику морского флота СССР»

Знак «Почетному работнику морского флота СССР»

Весной 1933 г. Наркомат водного транспорта был упразднен. На его основе были сформированы два ведомства — Наркоматы речного и морского флота. Для поощрения работников нового комиссариата 08.05.1939 г. был основан нагрудный значок «Почетному работнику морского флота СССР».

Описание значка

Значок чеканился из бронзы и имел вид овала. Нижний полукруг окружен ветками лавра. Овальное поле значка белое, эмалевое. По периметру оно обрамлено корабельным тросом. Основная деталь значка — корабль, на борту которого золочеными буквами написано: «СССР». На корабельной надстройке маленькая алая 5-конечная звездочка.

На носу корабля расположен вьющийся на ветру алый вымпел. На его поле золоченый серп с молотом. В клюзе корабля виден адмиралтейский якорь. Он перехлестнут алой ленточкой, на которую золотистыми буквами нанесено наименование значка: «Почетному работнику морского флота».

Значок был рассчитан на поощрение сотрудников Наркомата морского флота, отработавших в этом ведомстве минимум 10 лет. Он вручался лицам, выполнившим особо важные задания, направленные на развитие морского флота. Вручался он и за отличные производственные показатели, за жизней людей, кораблей и грузов на море.

Обладатели значка получали право на бесплатный проезд на кораблях морфлота в каюте 2-го класса.

Значок образца 1950 года

После ВОВ, 15.03.1946 г. Наркомат морфлота стал министерством. Его руководитель, Н. Новиков, 22.07.1950 г. утвердил новый образец значка.

Значок также чеканился из бронзы, его поле покрыто эмалью белого цвета. Форма овальная. Позади медальона находится якорь, который виден внизу. Центральная деталь значка — пароход, идущий по синим морским волнам. Над кораблем золотистыми буквами написано: «СССР». Ниже развевающаяся рубиновая ленточка, на которую золотистыми буквами нанесено наименование значка: «Почетному работнику морского флота».

Над медальоном, в верхней части якоря, размещена маленькая алая 5-конечная звездочка. По сторонам овала позолоченные ветки лавра.

Значок образца 1950 г. находится в перечне ведомственных знаков отличия в труде, обладатели которых вправе претендовать на получение звания «Ветеран труда».

Танкер Иосиф Сталин

Первыми обладателями значка стали члены экипажа судна «Иосиф Сталин». Значком № 1 был удостоен капитан В. Шабля. Награда № 2 досталась его помощнику, С. Кононенко. Знак № 3 был вручен старшему механику Г. Аинкову.

В конце 20-х годов страна Советов активно расширяла внешнеторговые связи. Торговый флот постоянно пополнялся, значительно увеличилось количество танкеров. Они сходили со стапелей судостроительного завода в Николаеве и были теплоходами.

В первую серию советских танкеров вошли шесть судов, в том числе «Иосиф Сталин». Позже со стапелей была спущена 2-я серия. Суда покупали и за рубежом.

«Иосиф Сталин» совершал переходы в английские, голландские, бельгийские, итальянские порты, ходил на Дальний Восток. С 1926 г. танкер стал ходить в бухту Нагаева в Охотском море через Черное, не заходя при этом в другие порты. В состав его экипажа входили весьма квалифицированные моряки, благодаря чему судну удавалось перевыполнять задания.

Во время ВОВ судно постоянно курсировало между портами Черного моря, занимаясь доставкой топлива, боеприпасов, продуктов питания. Оно перевозило войска, боевую технику и т.д. Неоднократно «Сталин» ходил в обороняющуюся Одессу. Летом 1941 г. танкер принимал участие в вывозе отборного зерна из Крыма. Танкер не был приспособлен под это, а вреени до прихода гитлеровцев оставалось очень мало.

За кратчайший срок судно вручную было отмыто от нефтепродуктов, которые перевозились до того. Проветривания не было, многие моряки во время работы теряли сознание. Работа шла круглосуточно. Судно было подготовлено в установленные сроки и пшеница была успешно доставлена в Поти. Помимо этого, танкер ходил к крымским берегам за ранеными, занимался эвакуацией населения.

Все торговые суда во время ВОВ оснащались зенитками, в экипажах были люди, умеющие вести из них огонь. Одной из самых сложных задач, поставленных перед танкером, была переброска танков под Новороссийск. Там шла подготовка к наступлению. Танки погружали в Поти. Вместо первоначально планировавшихся 30 было погружено 36 танков. Помимо этого, было еще 9 машин. Перевозились и экипажи танков.

Судно было атаковано фашистскими самолетами, но по ним стали стрелять из всех имеющихся видов оружия, и те предпочли скрыться. Ущерба они, к счастью, не нанесли, и утром танкер прибыл в Туапсе. Всего такие рейсов в начале 1943 г. было шесть. Всего «Сталин» сделал 97 боевых рейсов по Черному морю.

В 1961 г. танкер получил новое имя — «Николаев». Через несколько лет из него была сделана бункеровочная база.

Подвиг «Советской нефти»

До того, как командовать «Иосифом Сталиным» В. Шабля служил помощником капитана на танкере «Советская нефть». 15.05.1932 г. судно шло в водах Индийского океана. Мимо проплыл шикарный корабль «Жорж Филиппар», принадлежащий Франции. Члены экипажа танкера с завистью разглядывали в бинокль богатых отдыхающих иностранцев.

Примерно в 2-30 вахтенный и В. Шабля заметили на расстоянии нескольких миль от себя яркую точку. При приближении оказалось, что это пылающий лайнер. Некоторые языки пламени достигали 30 метров. Капитан приказал приблизиться к горящему кораблю. Оказалось, что это «Жорж Филиппар», который вышел в свой первый рейс. На судне находилось 767 человек.

Близко подходить к лайнеру было опасно, но советские моряки приблизились к нему на минимальное расстояние. В кратчайший срок были подготовлены все спасательные и противопожарные средства. Были оборудованы помещения для приема раненых. Приблизившись примерно на 0,5 км, «Советская нефть» остановилась. Ближе подходить было нельзя, поэтому спустили шлюпки.

Первая из них, которой командовал В. Шабли, подошла к пассажирскому кораблю через полчаса. Они слышали треск пламени и жуткие крики людей. Нужно учесть, что на море было волнения 5 баллов. Советские моряки вытащили из воды людей и вернулись на танкер. В числе спасенных находилась полугодовалая малышка, привязанная к своему отцу. Благодаря усилиям корабельного врача здоровье малышки было приведено в норму.

Несколько часов моряки танкера спасали людей. Они не давали себе ни минуты передышки, вытаскивая терпевших бедствие и перевозя их на танкер. В последнюю шлюпку сошли 8 членов экипажа, среди них капитан Вик. Он был сильно обожжен. Капитан рассказал, что на пассажирском судне более никого нет. Однако, в воде должен плавать один бот. Его спустили с пылающего лайнера первым, но известий о нем не было.

В результате бот был найден, но без людей. Позже оказалось, что их подобрало английское судно, которое подошло к месту пожара в 6-00. Позже подошло еще одно английское судно. Всего они спасли 260 человек. Экипажу «Советской нефти» удалось спасти 438 человек.

Экипаж танкера отнесся к спасенным очень внимательно и заботливо. Пострадавшие получили все необходимое — одеяла, одежду и т.д. Работы по спасению закончились к 13-00 и «Советская нефть» направилась в Аден.

На следующий день к нашему танкеру приблизился французский корабль «Андрэ Лэбон», еще несколько судов. На мачтах всех из них реяли флаги СССР. Сначала французы долго и восторженно благодарили советских моряков, спасшим их соотечественников и только потом начали их перевозить. Пострадавшие со слезами расставались со своими спасителями, обнимали и целовали их. А потом долго стояли на палубе, глядя как «Советская нефть» удаляется и скрывается за горизонтом.

Причины возгорания «Жорж Филиппара» так и не были установлены, ведь горящее судно через 3 дня ушло на дно. Выдвигалось несколько версий, он они не были подтверждены. Когда «Советская нефть» пришла в Суэц, ей было оказано беспрецедентное уважение — ее пропустили без очереди, не взяв за проход пошлины. К тому времени всем уже было известно о подвиге советских моряков.

Они вызвали восхищение всего мира. Все моряки «Советской нефти» стали обладателями золотых и серебряных медалей Франции. Капитан судна А. Алексеев стал кавалером ордена «Почётного Легиона». Этой самой высокой наградой Франции он был удостоен по президентскому Указу. По постановлению французского Правительства «Советская нефть» навсегда, при входе во французские порты освобождалась от портовых сборов.

Комментарии к статье - Знак «Почетному работнику морского флота СССР»

Оставить комментарий