Авторизация:
База данных номеров наград

Открытая база наград и награждений СССР

Каталог орденов и медалей России

Общий список наград РФ

Каталог орденов и медалей СССР

Общий список наград СССР

Почетные звания Российской Федерации

Поиск наград

Доска объявлений для, кто потерял или хочет вернуть найденную награду

Главная » Знаки СССР, Награды СССР

Знак «Ветеран подводник» СССР

Знак «Ветеран подводник»

Знак «Ветеран подводник»

Хотя подлодки стали использоваться чуть более ста лет назад, сегодня они играют огромную роль в обороноспособности нашей страны. Для поощрения моряков, проходивших службу на подлодках Советского Союза, был введен значок «Ветеран подводник».

Как выглядит значок

Жетон «Ветеран подводник» производился из металлического сплава желтоватого цвета. Форма круглая. Центральный элемент — подводная лодка, делящая значок на две части. Верхняя имеет желтоватый цвет, на ней видны очертания материка Евразия. На поверхность нанесена сетка параллелей и меридианов. В центре материка выгравировано: «СССР». Вверху, на месте северного полюса — алая эмалевая звезда, внутри которой позолоченные серп с молотом.

Нижняя часть значка голубая. Она похожа на море, в глубинах которого плывет подводная лодка. На ней синяя ленточка с золотистыми краями. На концах ленточки золотистые якоря. На ней размещено наименование значка: «ВЕТЕРАН ПОДВОДНИК». По периметру жетона проходит якорная цепь.

Размеры значка 3,8×3,9 см. Для крепления к одежде на обороте предусмотрена винтовая закрутка. При изготовлении были использованы горячие эмали.

Несколько раз на подлодках случались аварии, в результате которых гибли люди. Вот некоторые из них.

Подлодка К19

Это атомная подлодка, на которой располагались баллистические ядерные ракеты, много раз попадавшая в аварии. За это моряки ее прозвали «Хиросимой». Со стапелей судно было спущено в 1959 г., через год, после прохождения ходовых испытаний, была введена в строй. Ее первый боевой поход состоялся летом 61-го.

Подлодка была участницей учений «Полярный круг». Они проводились в Норвежском море. 4 июля судно возвращалось домой, когда недалеко от острова Ян-Майен, приблизительно в 600 км от Исландии, вышел из строя правый атомный реактор. Это заметил дежурный, обнаруживший падение давления в первом контуре охлаждения.

Через несколько минул лодка всплыла, и продолжила движение над водой. Однако, через полчаса была обнаружена стремительно растущая гамма-активность. Команда пыталась снизить ее несколькими способами, однако, ничего не удавалось. Было допущено несколько серьезных ошибок. В итоге все попытки привели лишь к тому, что гамма-излучение еще более увеличилось.

Оно распространилось по всем помещениям лодки. Когда прибыла помощь, капитан решил эвакуировать весь личный состав подлодки. К19 должна была затонуть, если бы вблизи были обнаружены иностранные суда. В итоге субмарину отбуксировали на базу. Из-за высокого облучения в первые 2 недели умерло 8 человек. Еще через год скончался командир БЧ-5 А. Козырев. Остальные члены экипажа долго лечились.

Подлодка прошла дезактивацию и после ремонта осенью 63-го была вновь спущена на воду. Осенью 1969 г. она в глубине столкнулась с американской субмариной. К19 получила большие повреждения, но смогла дойти до базы самостоятельно, над водой.

Следующая авария произошла 24.02.1972 г. Утром было обнаружено возгорание в 9-м отсеке. За время этого похода такое случалось уже в третий раз. Масло попало вниз отсека и загорелось от включенного электроприбора. Из-за возгорания прорвалась воздушная магистраль. В отсеке оказался кислород.

По вентиляции огонь перешел в рядом расположенный отсек, где находился ПУ Главной Энергетической Установки. Помещение покинули все, кроме В. Милованова и С. Ярчука. Они хотели заглушить ГЭУ. Ярчук погиб, Милованов завершал работу один. После этого он попытался выйти, но потерял сознание. Его вынес в безопасное место матрос-турбинист. Мичман А. Новиков, оказывая помощь испуганным матросам, погиб сам.

В 10 отсеке утром спали 12 человек. Когда раздалась тревога, Б. Поляков принял командование. Он отдал приказ задраить отсек. В результате помещение оказалось в изоляции от остальных. Люди пробыли там 23 суток без еды и света.

Только спустя 2 дня на помощь прибыло первое судно. Однако, проводить спасательные работы мешал шторм. Действия командира ПЛ В. Кулибабы были признаны правильными и впоследствии он был награжден. Всего погибло 30 моряков.

Утилизировано лодка была в 2003 г. Среди моряков бытует мнение, что многочисленные аварии — результат того, что во время спуска со стапелей бутылка шампанского о борт судна не разбилась.

ПЛ К278 Комсомолец

Подлодка К-278 была спущена на воду 3 июня 83-го. После испытаний, в августе, на ней был поднят флаг ВМФ. В конце года она вступила в строй, вошла в состав СФ. Использовалась для нескольких задач. С ее помощью проводились опыты в сфере глубоких погружений, помимо того она применялась в боевых и учебных целях.

Летом 85-го ПЛ поставила абсолютный мировой рекорд глубины погружения. Она опустилась на 1027 метров. В такой глуби никакая другая субмарина достать ее не могла. К тому же она не обнаруживалась гидроакустическими приборами. В начале 89-го ПЛ была названа «Комсомольцем».

28.02.1989 г. судно отправилось в 3-е автономное плавание. Командиром был каперанг Е. Ванин. На борту был сменный экипаж, основной остался на базе. При возвращении, 07.04.1987 г. подлодка погибла. Из-за возгорания 2-х смежных отсеков были уничтожены цистерны главного балласта. Из-за этого в подлодку стала поступать забортная вода и судно затонуло. Дело происходило следующим образом.

7 апреля подлодка направлялась на базу. Она находилась возле острова Медвежий на 380-метровой глубине. Ее скорость составляла 8 узлов. Примерно в 11 утра загорелся 7-й отсек, из-за чего сразу погиб один из матросов. Через несколько минут после объявления тревоги ПЛ стала подниматься. Подушить пожар с помощью внутренней системы пожаротушения не получилось.

Пожар ширился, были повреждены силовые электросистемы, в результате ПЛ потеряла ход. Чтобы подняться, нужно было продуть несколько цистерн главного балласта. При выполнении этого действия был порван трубопровод, по которому под высоким давлением подавался кислород. Это послужило причиной разрастания пожара. До сих пор неизвестно, почему не было приказано перекрыть магистрали ВВД и гидравлики.

Еще через несколько минут ПЛ оказалась на поверхности. Вскоре она стала крениться на левый борт. Пожар бушевал уже в 2 отсеках. Еще несколько были задымлены.

Неправильные действия, направленные на то, чтобы устранить крен, привели к тому, что в пылающие помещения стало поступать еще больше воздуха. Продукты горения оказались в системе дыхательных аппаратов. Люди, надевшие их, стали терять сознание.

После получения сигнала о катастрофе решено было на помощь послать ИЛ-38. Самолет был подготовлен в рекордно короткий срок и уже через 50 минут вылетел. В подлодке направилась и плавбаза «Алексей Хлобыстов».

В 14-20 командир самолета связался с капитаном подлодки. Тот сказал, что пожар есть, но все под контролем. Через 20 минут экипаж самолета увидел подлодку. Вскоре прибыли другие самолеты, они занимались наводкой судов на горящую ПЛ. На ней люди продолжали тушит возгорание. В 16-35 ПЛ стала оседать на корму. Дальше все произошло очень быстро.

Через 5 минут было принято решение эвакуировать личный состав ПЛ. Было приказано покинуть отсеки, спустить спасательные плоты. Однако, спущен был лишь один из них. На поверхности воды оказался нос субмарины, через 4 минуты вода дошла до боевой рубки. Через 3 минуты последняя до половины была скрыта водой.

Экипаж массово стал выпрыгивать из лодки. Люди забирались на спасательные плоты. Помимо того, ИЛ-38 сбросил авиационный спасательный контейнер. Затонул «Комсомолец» в 17-08. Он ушел на глубину 1658 метров. В воде плавало примерно 60 человек. 5 человек, в том числе командир ПЛ Ванин, были в ВСК. После того как камера оказалась на поверхности, у нее сорвало люк. Выбраться смогли лишь двое — Слюсаренко и Чернышев, остальные погибли. В подлодке остался А. Испенков.

«Алексей Хлобыстов» подошел в 18-20. К этому времени в воде погибло 16 моряков. На судно было поднято 30 живых и 16 тел. В результате из 69 человек экипажа 42 погибло — на борту скончались еще трое спасенных моряков. Только 19 человек было похоронено в земле, остальные остались в море.

Атомный реактор ПЛ был заглушен. Но на борту находятся торпеды с ядерной начинкой. Существовал риск их разгерметизации, вследствие чего воды могли быть загрязнены плутонием. Поэтому в место гибели ПЛ было проведено 7 подводных экспедиций. Были осуществлены работы по герметизации торпедных аппаратов.

Комментарии к статье - Знак «Ветеран подводник» СССР

Оставить комментарий