- Портал о наградах, орденах и медалях России, СССР и стран мира - https://onagradah.ru -

Медаль «100 лет автомобильным войскам России»

Медаль «100 лет автомобильным войскам России» на четырехугольной колодке

Медаль «100 лет автомобильным войскам России» на четырехугольной колодке

29 мая 2010 г. праздновался 100-летний юбилей российских Автомобильных войск. Накануне появилось несколько наград, посвященных этой памятной дате. В их числе юбилейная медаль «100 лет автомобильным войскам России».

Описание награды

Юбилейная медаль «100 лет автомобильным войскам России» чеканится из латуни, имеет золотистый оттенок и отличается круглой формой традиционного диаметра 3,2 см. Обе стороны по краям окаймлены бортиком.

В середине аверса — изображение эмблемы Автомобильных войск. Данный знак представляет собой крылатое транспортное средство с рулем и двумя колесами. Эмблема размещена на фоне лаврового венка, который в нижней части скреплен ленточкой, завязанной бантом. Слева выгравирована дата: «1910», справа: «2010». Это годы существования ведомства.

На обороте в 3 ряда размещено название наградного знака: «100 ЛЕТ АВТОМОБИЛЬНЫМ ВОЙСКАМ РОССИИ». Внизу и вверху надписи — ветки лавра. В нижней части реверса находится планка с надписью: «№». Место правее предназначено для номера медали.

У медали есть колодка. Она отличается 5-угольной формой, лента, которая ее покрывает, темно-красная. Оба края окаймлены узкими серыми полосками. В середине ленточки три 1-миллиметровые черные и две 1-миллиметровые желтые продольные полоски.

Автомобильный войска ВС России

Российские Автомобильные войска — объединение, входящее в состав ВС. Их предназначение — перевозка личного состава ВС, доставка продуктов питания, боеприпасов, топлива, словом всего, что требуется для ведения боевых действий. Помимо того, сони помогают эвакуировать раненых и больных.

С февраля 2000 года АВ каждый год отмечают профессиональный праздник. Это 29 мая — день, когда в соответствии с указом государя Николая II в столице была создана первая учебная авторота.

История автомобильных войск: дореволюционный период

В Вооруженных силах страны первые автомобильные войска появились в 1896 г. Тогда началось производство первых российских автомашин. Спустя 10 лет в составе инженерных войск появились первые автомобильные команды. В них входило по 10-15 машин. В 1910 г. в Петербурге была сформирована первая учебная авторота. В ней готовились специалисты для армии России.

На базе учебной автороты через небольшое время был создан центр автотехнического обеспечения войсковых армейских соединений.

Автомобильные войска в первой мировой

В начале 1914 г. в составе русской армии было уже 5 автомобильных рот. В них насчитывалось более 400 грузовиков и свыше 250 легковых машин. Хотя транспортных средств в армии было сравнительно мало, они сыграли значительную роль в военных действиях. Всем стала понятна их необходимость.

К помощи автомобильных войск прибегали, когда нужно было эвакуировать раненых, доставить личный состав, привезти различные военные грузы. Их применяли для передислокации пулеметных и артиллерийских огневых точек. Тогда же транспортные средства автомобильных войск стали заковывать в броню, в результате появились первые бронеавтомобили. В армии России их было 400, из них были составлено 50 бронеотрядов, хорошо показавших себя в боях.

К осени 1917 г. в армии России было уже 22 автомобильные роты, состоявших из приблизительно 10 000 транспортных средств.

После революции

Вскоре после того, как власть захватили большевики, началась гражданская война. В ней широко использовались автомобили. Летом 1918 г. Совнарком постановил 50 % всего автомобильного транспорта в стране передать военным. В результате уже через несколько месяцев в КА было примерно 4 000 автомашин. В 1920 г. их численность составляла 7,5 тыс.

Из некоторых автомобилей были сформированы отряды, другие были переданы непосредственно в войска. Количество машин увеличивалось благодаря трофеям. Главным предназначением автомобильных войск в то время стала транспортировка личного состава и доставка грузов. К тому же, из машин тогда делали своеобразные «тачанки», устанавливая на них пулеметы и даже пушки.

История автомобильных войск до начала ВОВ

После того, как гражданская война осталась позади, КА стала производить замену старой изношенной автомобильной техники. В армию стали поступать грузовые автомобили АМО Ф-15. Тогда же стали появляться учебные автобатальоны, в которые входили по 5 авторот. Они были созданы в каждом ВО.

В 1933 г. впервые в мире был сформирован механический корпус. В нем находилось свыше 200 единиц автотранспорта. Спустя 3 года армия имела 4 аналогичных корпуса. В 30-е годы в АВ поступала новейшая техника, произведенная на заводах страны. Это грузовики ЗИС-5, ГАЗ-АА.

Автомобильные войска в период ВОВ

В ходе ВОВ АВ сыграли очень заметную роль. Военные действия стали стимулом для дальнейшего развития этого подразделения. Ситуация менялась очень быстро, что приводило к необходимости в минимальные сроки перебрасывать большое число военнослужащих и военных грузов. В результате число АВ росло, их организация совершенствовалась.

В итоге уже через месяц после начала ВОВ было создано автодорожное управление. Оно находилось в ведении тыла армии. В КА в то время насчитывалось более 270 тыс. единиц различных автомобилей, как легковых, так и грузовых. В начале военных действий АВ понесли огромные потери. Было убито много военнослужащих этих войск, уничтожено большое количество машин.

Пришлось привлекать автотехнику из некоторых областей народного хозяйства. К тому же был увеличен выпуск новых автомобилей. Однако, так как многие промышленные регионы были оккупированы, машин производилось не так много, как было нужно. Приходилось закупать машины за границей. Были задействованы и трофейные авто. Только за один год с 1942 г. было захвачено свыше 120 тыс. машин.

Военные водители работали в очень сложной обстановке. Иногда они находились за рулем сутками. Им приходилось доставлять людей, продукты питания и боеприпасы в любую погоду. В перевозках по Дороге жизни, через Ладогу использовалось свыше 3,5 тыс. автомашин. Благодаря этому многие ленинградцы смогли остаться в живых.

11 военных водителей стали Героями Советского Союза. После завершения ВОВ в АВ было свыше 660 тыс. автомобилей. Треть из них была получена по ленд-лизу, 10 % были трофеями.

После ВОВ

После того как были завершены военные действия, отечественная армия стала, в основном, оснащаться автомобильными транспортными средствами с полным приводом. В результате автопредприятия СССР стали выпускать автомашины для армии с соответствующей колесной платформой. ЗИЛ производил ЗИЛ-157, ЗИЛ-164, Горьковский автозавод — ГАЗ-53. В 60-е гг. АВ активно оснащались новыми, современными видами техники. В 1975 г. в СА была основана автомобильная служба. В народе ее мгновенно прозвали «автобатом». Тогда же армия сала получать КАМАЗ-5310, произведенные Камским автомобильным заводом.

Война в Афганистане

В начале военных действий в ДРА перевозка грузов в расположение 40-й армии осуществлялась 13-ю автомобильными батальонами. В их составе обычно были около 50 грузовых автомобилей и примерно 10 машин обеспечения. Помимо этого, батальоны были оснащены и рефрижераторами. Двигались транспортные средства исключительно утром и днем. Охраняли их бронетранспортеры, БМП и самоходные зенитки.

Общий вес материальных средств, доставленных АВ в период афганского конфликта, составил свыше 10 млн. тонн. В 1987 г., после реорганизации, АВ стали находиться в ведении Центрального автомобильно-дорожного управления Минобороны.

Современный период

Сегодня АВ состоят из автобригад, отдельных автобатальонов. В других рудах войск существуют специальные автомобильные подразделения. Имеются они и в силовых ведомствах. Выполняемые ими задачи остались практически неизменными.

Подготовкой офицерского состава занимаются военные кафедры. Они существуют в гражданских российских ВУЗах.

Родственные награды

Существуют наградные знаки, которые можно считать родственными, к ним можно отнести такие медали: