- Портал о наградах, орденах и медалях России, СССР и стран мира - https://onagradah.ru -

Медаль «Ветеран железнодорожных войск»

Медаль «Ветеран железнодорожных войск»

Медаль «Ветеран железнодорожных войск»

Значение железнодорожных войск в обеспечении безопасности нашей страны переоценить трудно. Военные железнодорожники решают огромное количество важнейших задач, как в военное, так и в мирное время. Отличившимся сотрудникам вручаются различные награды. Для поощрения работников ЖДВ, прослуживших долгое время, была учреждена медаль «Ветеран железнодорожных войск». Изготовитель награды ТПП «Челзнак».

Описание знака

Общественная медаль «Ветеран железнодорожных войск» латунная, круглая, поперечником 3,2 сантиметра. Центральное место занимает малая эмблема военных железнодорожников. Она представляет собой серебристое ж/д колесо с распростертыми крыльями. Верхние части крыльев поддерживают пролет железнодорожного моста. Под колесом молоток и путевой ключ, скрещенные друг с другом. Под геральдическим знаком выгравировано наименование награды: «ВЕТЕРАН ЖДВ», занимающее 2 ряда. По периметру знака — венок.

На обороте медали «Ветеран железнодорожных войск», вверху, присутствует большая эмблема ЖДВ. Это серебристый 2-главый орел, крылья которого раскинуты. В когтях серебристые же меч и венок из веток лавра. На орлиной груди щит, который венчает корона. На щите изображен рыцарь с копьем, которым он убивает змея. Ниже написано «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА РОССИИ». Фраза выгравирована в 2 ряда. Еще ниже — 5-конечная звездочка. По обеим сторонам награды выступающий рант.

У знака предусмотрена колодка, на которой имеется булавка. С ее помощью награда крепится к кителю. Ее лицевая часть покрыта ленточкой, которая разделена на 2 основные полосы. Слева — желтая, окаймленная черным. Справа зеленая, она окаймлена белым. В центре зеленой продольная черная полоска.

Вручается медаль «Ветеран железнодорожных войск» с бланком удостоверения, в которое заносится имя поощренного.

Как появились ЖДВ

Днем железнодорожных войск считается 6 августа. Именно тогда в 1851 г. после выхода императорского Указа и появился этот род войск. Этот день празднуется в нашей стране с 1996 г., когда вышел соответствующий президентский Указ. Сегодня этот документ потерял силу, праздник установлен приказом от 2006 г.

Ж/д войсками называется особый род войск, в задачу которых входит возведение, ремонт, эксплуатация, техническое прикрытие ж/дорог, используемых для воинских перевозок. Это составная часть российских ВС, без которых невозможно было бы обеспечить обороноспособность страны.

Первые железнодорожные войска в мире появились у нас, это произошло в середине 19-го века. Тогда они находились в составе инженерных войск. Были определены и их функции, состоящие в поддержании в нормальном рабочем порядке железнодорожных дорог, переездов, мостов. В первый раз для военных задач ЖДВ были использованы в период войны с Турцией. Военные действия продолжались с 1877 по 1878 гг. Благодаря им наши армейские части бесперебойно перемещались по дороге от Бендер до Галац.

Особенно большую роль военные железнодорожники сыграли в 1-й мировой. Они занимались возведением и ремонтом не только узкоколейных, но и ширококолейных дорог. Помимо того, личный состав ЖДВ восстановил несколько тысяч километров телефонных и телеграфных линий, чтобы связь была бесперебойной.

Советские времена

Свою работу по поддержанию ж/д путей в хорошем состоянии ЖДВ продолжили и после прихода большевиков к власти. Помимо восстановления, они вводили в эксплуатацию и новые объекты. В 1926 г. специалисты ЖДВ стали вести топографические исследования дороги БАМа, который предполагалось построить.

Благодаря их усилиям конфликты с Китаем завершились успешно. За полтора месяца войны с финнами в условиях сильнейших холодов была построена новая ж/д дорога, длина которой составила 132 км. Огромная работа была проведена в период ВОВ. Бесперебойная работа железной дороги была необходима для снабжения наших войск, их передислокации и т.д. Недаром фашистская авиация считала ее одним из своих основных объектов для бомбардировок.

Нашим военным железнодорожникам удавалось обеспечивать непрерывную эксплуатацию имеющихся путей, ими было построено множество новых объектов. Многие из них проявляли настоящую отвагу и мужество героизм. И в послевоенное время служащие ЖДВ проявляли чудеса трудового героизма.

Музей ЖДВ России

Около 30 лет назад появился музей ЖДВ. Он располагается в Щелково. В его экспозиции приблизительно 15 000 экспонатов, в которых представлена вся история существования этого рода войск. Для них предназначено 4 зала, их общая площадь составляет 700 кв.м.

Там можно увидеть макеты некоторых объектов, посмотреть, какая форма была у военных железнодорожников в различные периоды времени. Можно воочию представить, как происходило развитие ЖДВ, как строились самые важные объекты, в числе которых БАМ, дорога Тюмень-Сургут и т.д.

Учебные заведения ЖДВ

Существует несколько учебных заведения, готовящих кадры для ЖДВ. Среди них Петербургский кадетский корпус. В него могут поступить российские граждане — юноши, имеющие 8-летнее среднее образование, возраст которых не превышает 16 лет. Курсанты обязаны носить форму ЖДВ, они проходят спортивную и военную подготовку.

Находится корпус в Петергофе. Сыновья военных железнодорожников имеют преимущества при поступлении. Остальным нужно сдать экзамены, они должны находиться в прекрасной физической и психологической форме.

Аналогичным условиям должны отвечать и абитуриенты училища ж/д войск. Такое заведение находится и в Петербурге. В 1997 г. оно было объединено с военно-транспортным институтом ж/д войск. В результате появился военно-транспортный университет ж/д войск. Подготовка студентов там ведется по 5 специальностям. Среди людей, окончивших этот ВУЗ, три Героя Советского Союза, 17Ггероев Социалистического труда. 189 выпускников стали генералами.

Помимо перечисленных заведений, те, что хочет стать военными железнодорожниками, имеют возможность поступить в учебный центр ЖДВ. Обучением в не ведется по 14 специальностям. Курсанты также носят железнодорожную форму.

Специализированные учебные заведения дают курсантам необходимые им знания. Без них они не смогут освоить новейшую технику, которой сегодня оснащены ЖДВ.

ЖДВ сегодня

Особенного упоминания заслуживает деятельность военных железнодорожников в Чечне. Благодаря их усилиям проведена огромная работа по восстановлению всех ж/д путей Северного Кавказа. Результатом их слаженности стала бесперебойность военных перевозок. Это позволило в самые короткие сроки восстановить чеченскую экономику.

Также ж/д войска в Чеченской республике занимались восстановлением объектов, которые были разрушены различными диверсионными группами неприятеля. В обязанности ЖДВ входило и разминирование. Военные железнодорожники осуществили обезвреживание свыше 2 000 взрывоопасных предметов. Помимо этого, специалисты произвели сплошное разминирование на участке в 17 000 километров ж/д дорог.

Анализ работы ЖДВ в северокавказских регионах показал, что на сегодняшний день в условиях военных действий альтернативы этому виду войск в восстановлении путей не существует. Нужно отметить, что военные железнодорожники задействованы и в ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций.

С 2010 г. ЖДВ возглавляет генерал-лейтенант О. Косенков. В свое время он окончил военную академию транспорта, затем академию Генштаба. Занимал в ЖДВ несколько должностей.

ЖДВ в других странах

В 2006 г. в Белоруссии вышел Указ, подписанный А. Лукашенко, согласно которому были созданы транспортные войска республики. Они появились на основе уже существовавших ж/д, дорожных и автомобильных войск. Новый вид войск нужен для обеспечения транспортом белорусских военных подразделений. Управление ими осуществляет соответствующий департамент Минобороны. Среди их основных обязанностей — поддержание ж/д дорог в исправном состоянии, обеспечение их безопасной работы.

Аналогичное подразделение есть и в США. Оно носит название транспортного корпуса и входит в состав американских ВС. В его обязанности входит транспортировка военнослужащих, военной техники, разнообразных грузов воздушным, морским путем, а также по суше — железной или автомобильными дорогами.

Военнослужащие — железнодорожники вносили и по сей день вносят огромный вклад в обеспечение безопасности ж/д дорог.