- Портал о наградах, орденах и медалях России, СССР и стран мира - https://onagradah.ru -

Знак «Почетному полярнику» СССР

Знак «Почетному полярнику».

Знак «Почетному полярнику».

В 30-х годах ХХ века шло активное освоение советского Заполярья. Для того, чтобы была возможность отметить достижения полярников страны в изучении Арктики, 15 декабря 1939 года ГУ Северного Морского пути при Совнаркоме СССР был основан нагрудный знак «Почетному полярнику».

Как выглядел знак

Значок представляет собой земной шар голубого цвета, на который нанесена сетка параллелей и меридианов. На его фоне — ледокол, на борту которого можно прочесть название «И. Сталин». Он идет по арктическим льдам. Внизу размещены якорь и крылья. Вверху, на Северном полюсе —самолет дальней авиации. Справа — серп и молот. Над земным шаром развевается красный флаг. На нем слова — «Почетному полярнику».

Сначала знаки чеканились из серебра. Позже для их изготовления стали использовать бронзу.

Кто был награжден

Первые экземпляры значков получили 15 членов экипажа «Г. Седов» которые участвовали в легендарном дрейфе этого ледокола. Награда вручалась за самоотверженность и отвагу, помимо того, ей поощрялись люди, долгое время трудившиеся в области освоения Арктики. Получали ее и лица за изобретательскую и научно-исследовательскую работу в северных широтах.

Эта награда считается одной из самых редких — каждый год вручалось лишь 50-500 экземпляров.

Начало освоения Арктики

Русские моряки стали плавать в Северном Ледовитом океане еще в XI веке. В XVIII веке началось активное исследование Сибири и Дальнего Востока. Большое значение в освоении Арктики имел Северный морской путь. Торговые суда начали ходить от Атлантики до устья Енисея еще до начала ПМВ. Но интенсивное освоение Севморпути стало производиться в 1920-е годы.

С 1929 по 1932 годы в Арктике появилось 9 полярных станций. В конце 1932 года при Совнаркоме было создано ГУ Северного морского пути. Это ведомство должно было развивать и обслуживать Севморпуть.

В 1932 г. ледоколу «А. Сибиряков» удалось за одну навигацию преодолеть расстояние от Архангельска до Берингова пролива. Через 2 года достижение повторил ледокол «Ф. Литке», прошедший путь в обратном направлении. Через некоторое время уже группы торговых кораблей, возглавляемые ледоколами, регулярно ходили по новому пути. Но время навигации постоянно менялось, оно зависело от ледовой обстановки. Навигация могла длиться от нескольких недель до 4-х месяцев.

Плавание «Челюскина»

Пароход под названием «Челюскин» был построен в Дании и спущен на воду весной 1933 г. Он должен был курсировать между устьем Лены и Владивостоком. Судно относилось к ледокольному типу и могло ходить и во льдах.

В первый путь судно отправилось 03.06.1933 г., оно тогда звалось «Лена». В Ленинград пароход прибыл уже через месяц. Вскоре судно было переименовано и получило имя С. Челюскина — известного мореплавателя.

16 июля того же года пароход отправился из Ленинграда в Мурманск. Капитаном был В. Воронин. Начальником экспедиции — О.Ю. Шмидт. 2 августа судно вышло из Мурманска, держа путь во Владивосток, приняв на борт 117 человек. В дороге пароходу часто встречались льды, преодолевать которые ему помогал ледокол. Однако, 23 сентября в Чукотском море «Челюскин» был полностью окружен льдами.

Ничего не оставалось, как дрейфовать. Дрейф продолжался около 5 месяцев. 4 ноября пароход оказался в Беринговом проливе. До освобождения и чистой воды было всего несколько километров. Но «Челюскин» потянуло назад и 13.02.1934 г. судно было раздавлено льдами, после чего буквально за 2 часа ушло на дно.

Но все 104 человек успели высадиться на льдину и смогли даже вынести необходимые вещи. Спустя 2 дня после этого в Москве была создана комиссия. Ее главой был назначен В. Куйбышев. Решено было перевозить челюскинцев самолетами. Первым на льдину 5 марта сел А. Ляпидевский. Ему удалось вывезти 10 женщин и двоих детей.

Следующий самолет прилетел лишь 7 апреля. За неделю пятеро летчиков сумели перевезти всех людей на большую землю. Для этого понадобилось 24 рейса. 19 июня челюскинцы прибыли в Москву, где им была организована торжественная встреча. В благодарность за их спасение семеро летчиков стали первыми Героями Советского Союза.

Дрейф «Седова»

Ледокольный пароход «Георгий Седов» назвали в честь нашего соотечественника, знаменитого исследователя Заполярья. Сошел со стапелей в 1909 г., приобретен нашей страной в 1916 г. Стал частью флотилии Северного Ледовитого океана. В 1928 г. был задействован в операции по поиску членов экспедиции Нобиле.

В 1929 г. на судне было проведено обследование Земли Франца-Иосифа. Там была создана полярная станция. 15.06.1930 г. пароход отправился из Архангельска на Новую Землю. Руководителем экспедиции стал О.Ю. Шмидт. После этого экспедиция направилась к Северной Земле, но подойти к ней так и не смогла из-за большого количества льда.

В 1934 г. судно было передано Арктическому институту. Оно проводило корабли в Карском море, занималось перевозкой людей и грузов. В различных местах Арктики создавались полярные станции. Пароход активно использовался для исследовательских работ.

В 1937 г. судно проводило исследования сначала в Карском море, затем в море Лаптевых. После завершения этой работы пароход направился на помощь судам каравана, окруженного льдами. Близилась зима и даже усилия нескольких ледоколов были напрасными. Несколько судов, в том числе «Седов» не сумели вырваться из ледяного плена и начали дрейфовать. Начало дрейфа — 23.10.1937 г.

Никто из 217 человек, оказавших в этой ситуации, ранее не зимовали. Руководителем каравана первое время стал Р. Самойлович. Была остановлена машина, погашены топки. 03.04.1938 г. с помощью самолетов было вывезено 22 человека. После этого было совершено еще несколько рейсов, после чего на всех судах осталось лишь по 11 человек. То есть общее количество людей в караване составляло лишь 33.

28 августа к группе приблизился ледокол «Ермак». Но так как «Седов» был неисправен, другие суда ушли, а его решили оставить на следующую зимовку. Попытки других ледоколов вызволить пароход не увенчались успехом. 03.01.1940 г. к судну, находившемуся тогда в Гренландском море приблизился ледокольный пароход «Иосиф Сталин». Он сумел вывести «Седов» на чистую воду.

Пароход дрейфовал 812 дней, за это время было преодолено 3307 миль. 21.01.1940 г. «Седов» оказался на Шпицбергена.

03.02.1940 г. пароход наградили орденом Ленина. В столице полярникам была организована теплая встреча. В этот же день героические полярники стали Героями Советского Союза.

Станция «Северный полюс»

Эта станция «СП-1» оказалась первой в мире северной дрейфующей. Она была основана 06.06.1937 г. недалеко от Северного полюса. Руководителем являлся И. Папанин. Подготовка к экспедиции велась очень тщательно. Была изготовлена специальная легкая и теплая палатка, мощные радиостанции.

22.03.1937 г. члены экспедиции вылетели из Москвы, 19 апреля они были на острове Рудольфа. На полюс сразу высадиться не удалось из-за большой облачности. Поэтому было решено сначала провести разведку с воздуха. Летчики проявляли чудеса героизма — им приходилось сажать самолеты на льдины вслепую и т.д.

Первым на льдину возле полюса приземлился самолет Водопьянова. Это произошло 21 мая. Вскоре к ним присоединились остальные члены экспедиции. В ней были И. Папанин, Е. Федоров, Э. Кренкель, П. Ширшов. О.Ю. Шмидт сумел рассчитать направление движения льдины. Предполагалось, что она окажется у Гренландии. 5 июня к папанинцам присоединился пес Веселый.

6 числа самолеты полетели обратно. Перед их отбытием был проведен митинг, исполнен «Интернационал», подняты флаги. В Москве же героические летчики посадили свои машины лишь 19 июля. Был организована торжественная встреча, присутствовало руководство страны. Речи произнесли Шмидт и Водопьянов.

Толщина льдины составляла 3 метра. Ее размеры —3×5 км. Начиная с января 1938 г. она стала таять, в результате члены экспедиции вынуждены были оправить радиограмму о том, что льдину разорвало и они оказались на осколке 300×200 метров. На помощь папанинцам отправили самолет и несколько пароходов. В результате отважная четверка была спасена. Она продрейфовала 274 дня, преодолев свыше 2 тыс. км.

Результаты научных исследований, которые удалось провести на льдине, были высоко оценены специалистами. Папанин и Кренкель стали докторами географических наук. Все папанинцы стали Героями Советского Союза. Это звание получили и четверо летчиков.