Авторизация:
База данных номеров наград

Открытая база наград и награждений СССР

Каталог орденов и медалей России

Общий список наград РФ

Каталог орденов и медалей СССР

Общий список наград СССР

Почетные звания Российской Федерации

Поиск наград

Доска объявлений для, кто потерял или хочет вернуть найденную награду

Главная » Знаки СССР, Награды СССР

Знак СССР «Отличный подводник»

Знак СССР «Отличный подводник»

Знак СССР «Отличный подводник»

Нагрудный знак «Отличный подводник» был введен 21.05.1942 г. Вместе с этой наградой ПВС СССР было учреждено еще несколько значков-отличников. Значок предназначался для вручения самым выдающимся подводникам среди рядовых и младших офицеров ВМФ СССР.

Описание значка

Значок чеканился из металлического сплава желтого цвета с использованием эмалей, краски. Применялось также серебрение либо оксидирование. Размеры знака — 3,7×4,6 см.

Дизайн награды аналогичен дизайну других значков отличников. Знак «Отличный подводник» выглядит как фигурный щит, позади которого размещен дубовый золоченный венок. Его ветки, виднеющиеся по бокам, переплетены ленточкой. На поле щитка нанесена рубиново-красная эмаль. По периметру он окаймлен оксидированным пояском, на котором размещены точки, стилизованные под заклепки. В верхней части поясок переходит в завиток.

На поверхность щита помещена пластина-медальон круглой формы. На нее также нанесена рубиново-красная эмаль. В центре — золоченые серп с молотом. По периметру пластины светлая полоса, края которого покрыты позолотой. На ней выгравировано наименование значка: «ОТЛИЧНЫЙ ПОДВОДНИК».

Все элементы, перечисленные выше, есть на всех остальных значках-отличниках. Отличает их деталь, помещенная внизу, которая говорит о деятельности. В знаке «Отличный подводник» это изображение подлодки.

На обороте значка нарезной штифт и гайка, посредством которых награда крепится к форменной одежде. Носить значок полагалось справа.

Советские подлодки в ВОВ

В период ВОВ советские моряки геройски сражались на всех флотах. С помощью торпед они уничтожили минимум 81 судно. Это только по достоверным сведениям. На минах, выставленными нашими субмаринами, подорвалось 16 судов. Артиллерийским огнем подлодки утопили 24 судна.

Помимо вышеперечисленных кораблей гражданского назначения было ликвидировано 34 военных судна. Подлодки действовали достаточно результативно. Но и сами они понесли очень серьезные потери. В общей сложности за ВМВ все воюющие страны потеряли более 1,2 тысячи ПЛ, и них погибло 779.

В СССР воевало 130 подлодок, из них врагом было уничтожено 98, то есть 76 %. Японских ПЛ было 251, из них погибло более половины — 130. В Италии из 136 субмарин погибло 79 (примерно 60 %). В Америке из 288 подлодок было уничтожено 52 —18 %.

Такие огромные потери объяснялись общим положением дел, которое создалось в РККА перед ВОВ. Лодки использовались весьма неэффективно. Боеподготовка подлодок почти прекратилась. Боеподготовка стала проводиться лишь с конца 1941 г.

Условия жизни на советских подлодках периода ВОВ были почти аналогичны немецким, но в общем нашим подводникам приходилось сложнее. У них отсутствовало необходимое обеспечение и эффективная боеподготовка.

За подвиги во время ВОВ 23 подводника стали Героями Советского Союза.

Старший матрос М. Баев

Весной 1943 г. наша подлодка «М-174», командиром которой был Сухороченко, находилась возле Варангер-фьорда. Она наткнулась на мину, после чего взорвалась. Были сломаны многие приборы, в частности, электроуправление рулем. Сначала ПЛ была подброшена вверх, затем она стала опускаться, в носовом отсеке появилась вода.

Торпедист Баев, который находился в поврежденном отсеке, из-за удара по голове потерял сознание. Когда он очнулся, встал и невзирая на сильнейшую боль, стал закрывать переборочную дверь, ведущую во второй отсек. Осмотревшись и поняв, что вода сочится через через крышки торпедных аппаратов, матрос один стал вести борьбу за то, чтобы починить подлодку ведь он него в тот момент зависели жизни всех членов экипажа.

В первую очередь он включил аварийное осушение. Помпа функционировала нормально, но воды поступало чересчур много, ее количество продолжало увеличиваться. Подлодка продолжала погружаться. Вода была очень холодной, конечности Баева совсем онемели. Он пробовал заделать пробоину. Для этого матрос использовал все, что находилось у него под рукой.

Командир подлодки решил всплывать. Предварительно он велел уничтожить секретные бумаги. Было решено взорвать судно, если фашисты попробуют его захватить. Лодка всплыла, но держалась на плаву с большим трудом. В поврежденный отсек вошли аварийщики и помогли справиться с повреждениями.

В результате подлодка благополучно добралась до базы, где была встречена командующим СФ адмиралом Головко. Баеву за его подвиг был вручен орден Отечественной войны 1-й степени.

Мичман Перов

На одной из подлодок ЧФ «Л-4» служил мичман Перов. Он был там боцманом. За время ВОВ на его счету 25 боевых походов, которые он совершил на различных подлодках. Принимал участие в уничтожении 9 вражеских транспортов.

Во время одного из таких боевых заданий в результате бомбардировки фашисткой авиации в порту начался сильнейший пожар. Вскоре он перекинулся на находящуюся у пирса подлодку. Огонь внутри судна начал быстро распространяться, его экипаж, кроме нескольких дежурных, отсутствовал. Рядом находился Перов. Он побежал к подлодке и забрался внутрь через незадраенный верхний люк и сумел организовать ликвидацию возгорания.

Ближе к окончанию войны на Черном море у подлодки сломался вертикальный руль. Это произошло, когда ПЛ была под водой. Невозможность управлять подлодкой могла вызвать непоправимые последствия, ведь она в то время двигалась по фарватеру сквозь минное поле.

Для проведения неотложного ремонта субмарина должна была находиться над водой. Она всплыла, но, чтобы отремонтировать ее, следовало зайти в продутую цистерну. Опасность состояла в том, что в случае вражеской атаки с воздуха субмарина должна была погрузиться и цистерна неминуемо наполнилась бы водой. Перов знал это, но вызвался добровольцем и сумел починить неисправность.

Подлодка продолжила поход, в котором она смогла уничтожить гитлеровский транспорт водоизмещением 5 тысяч тонн. 22.06.1944 г. 22 июня 1944 г. мичман И.С. Перов стал Героем Советского Союза.

Старшина Богданов

На Балтфлоте, на подлодке «Щ-307», командиром которой был капитан М.Калинин, служил старшина Богданов. Во время одного из походов, после того, как субмарина уничтожила гитлеровский транспорт, у нее сломались горизонтальные рули. Это произошло не из-за того, что в лодку попала бомба, хотя на нее их было сброшено свыше 70, а вследствие шторма. С такой поломкой ПЛ не могла далее осуществлять свою задачу. К тому же появились проблемы с возвращением судна, так как субмарина всю дорогу должна была находиться только над водой. Отремонтировать ПЛ вызвался старшина П. Богданов.

Дело было зимой, температура опустилась ниже -20 °. Корпус лодки был покрыт льдом, было очень трудно добраться до кормы. Но Богданов облачился в легководолазный костюм, опустился в холодную воду и отремонтировал судно.

ПЛ получила возможность двигаться дальше. Через несколько дней она встретила фашистский конвой и двумя торпедами уничтожила большой транспорт. На нем находилось много гитлеровских военнослужащих. Богданову был вручен орден Красного Знамени.

Подлодка «Л-20»

Подлодка СФ «Л-20», командиром которой был В. Гамман, осенью 1943 г. вышла в поход. Она сумела уничтожить гитлеровский транспорт, после чего тремя торпедами уничтожила гитлеровский транспорт. После этого за ПЛ в погоню отправились противолодочные корабли врага. Уходя от них, подлодка столкнулась с подводной скалой. В нее хлынула вода, она стала погружаться и в результате легла на дно на глубине свыше 100 метров.

Команда подлодки чинила поврежденную крышку шахты, в результате воды стало поступать меньше. Всего во втором отсеке оказалось около 70 000 воды. После того, как он был заполнен водой, команда перешла в первый отсек. Всего там собралось 13 человек. Чтобы отворить клапан аварийного осушения, необходимо было проплыть 10 метров в холодной воде.

Путем огромных усилий удалось сделать это, но этого оказалось недостаточно. Потребовалось значительно увеличить давление в отсеке. Но для этого не хватало воздуха, решили использовать воздух из торпед. После этого вода стала убывать. Но дышать людям было практически нечем.

Через три часа подлодка стала всплывать. У экипажа начались проявления кессонной болезни. Люди стали терять сознание. Только трое остались на ногах, помогая товарищам. Через сутки подлодка получила возможность двигаться и вскоре вернулась в базу. Всех пострадавших отвезли в госпиталь. Всех их наградили орденом Красного Знамени.

 

Комментарии к статье - Знак СССР «Отличный подводник»

  1. 1

    Юрий пишет:

    5 октября, 2016 в 10:43

    ...интересно до какого года его вручали этот знак,сколько было сделано-вручено и кому последнему был вручен!?????

Оставить комментарий