Авторизация:
База данных номеров наград

Открытая база наград и награждений СССР

Каталог орденов и медалей России

Общий список наград РФ

Каталог орденов и медалей СССР

Общий список наград СССР

Почетные звания Российской Федерации

Поиск наград

Доска объявлений для, кто потерял или хочет вернуть найденную награду

Главная » Знаки СССР, Награды СССР

Знак «Ветеран ВМФ СССР»

Знак Ветеран ВМФВсе основные сражения ВОВ проходили на суше. Главную роль в победах играла Красная Армия. Но ВМФ оказывал ей большую помощь. Были моменты, когда моряки существенно меняли ситуацию в приморской полосе действии Сухопутных войск. Для поощрения моряков был учрежден знак «Ветеран ВМФ СССР».

Внешний вид значка

Жетон «Ветеран ВМФ СССР» чеканился из металлического сплава желтоватого цвета. Центральный элемент — военный корабль, делящий знак на две части. Верхняя имеет желтоватый цвет. Практически всю ее поверхность занимает флаг ВМФ СССР, развевающийся над кораблем. Она окаймлена якорной цепью.

Нижняя часть знака голубая. Она символизирует на море, по которому идет боевой корабль. На голубой поверхности золотистыми буквами написано: «ВЕТЕРАН».

Размеры значка 3,1×3,9 см. Для крепления к одежде на обороте предусмотрена винтовая закрутка. При изготовлении были использованы горячие эмали.

Несколько раз на подлодках случались аварии, в результате которых гибли люди. Вот некоторые из них.

Наши моряки во время ВОВ героически принимали участие во многих операциях. Вот некоторые из них.

Сражение в Мотовском заливе

После успеха операции по высадке десанта на мыс Пикшуев, в начале осени 42-го А. Головко, который командовал СФ, отдал приказ выполнить еще одну десантную операцию. Ее задачей была ликвидация 3-х опорных фашистских пункта. Они были расположены на южном берегу Мотовского залива.

Это позволило бы защитить движение советских судов в заливе, увеличить безопасность арктических конвоев союзных стран, а также обеспечить надежное снабжение полуостровов Средний и Рыбачий. Однако, вместо длительной подготовки на нее отвели лишь два дня.

В десанте участвовали части морской пехоты СФ. Они должны были высаживаться 3-мя отрядами. Всего должно было участвовать 890 человек. Руководил операцией генерал Кабанов. Первый отряд высадился под сильным обстрелом противника. В результате им было приказано отойти обратно. Часть десантников высадились далеко от объекта не смогли участвовать в бою. Командир не сумел грамотно эвакуировать отряд. В результате отряд потерял много бойцов.

Второй отряд, который до того десантировался на мыс Пикшуев, стал единственным, добившемся цели — ликвидации пункта «Обергоф». Враг сумел обнаруживать лишь один катер, с остальных бойцы высадились незаметно и стали для фашистов неприятной неожиданностью. Десантникам удалось уничтожить пункт и организованно погрузиться на катера.

Третья группа должна была взорвать пункт «Фишерштайн». Они не сумели выполнить задачу, люди были эвакуированы.

Всего удалось уничтожить около 150 врагов. Погибло около 100 десантников, 20 пропали без вести. Основная причина неудачи операции — плохая подготовка из-за спешки. Не был тщательно изучен берег, куда нужно было высаживаться. Были и другие причины.

Сторожевой корабль «Туман»

До ВОВ «Туман» был рыболовным траулером «Лебедка». Судно 10 лет занималось ловлей рыбы в Баренцевом море и Атлантическом океане. Сразу после начала ВОВ его переделали в сторожевой корабль. Уже 26 июня корабль начал свою боевую службу.29 числа он принял первый бой.

В первых числах июля 41-го гитлеровцы пытались захватить Мурманск. Для этого они переправились через реку Западная Лица. После этого они стали двигаться в сторону Кольского залива. Для помощи сухопутным войскам командование СФ создало отряд, в который вошел и «Туман».

В начале июля отряд, прикрываемый истребителями, высадил десант, который выбил гитлеровцев с восточного берега, и соединился с частями РККА. Моряки «Тумана» действовали героически, и во многом обеспечили успех операции.

5 августа судно стало нести самостоятельный дозор. Спустя 5 дней рано утром корабль заметил вражеский самолет-разведчик, а через 1,5 часа вдали показались 3 гитлеровских эсминца, двигавшихся навстречу «Туману». Командир направил сторожевик к нашим береговым батареям. Миноносцы догнали наше судно и стали вести по нему залповый огонь.

Маленький сторожевик принял бой. От вражеского огня погибло несколько моряков, судно получило пробоины. Начался пожар. Но экипаж советского корабля продолжал отстреливаться. С берега с опозданием был открыт огонь, и фашистские эсминцы удалились. Спаслись лишь 37 моряков из 52. Сторожевик затонул, но с поднятым флагом.

До сих пор все корабли ВМФ, проходящие мимо этого места, приспускают флаги и дают гудок в честь подвига «Тумана».

И.Я. Ларин

На свет Иван Яковлевич появился в 1911 году. В 33-м был призван на службу в ВМФ. Принимал участие в войне с Финляндией. В ВОВ с первых ее дней, командовал катером-тральщиком на Балтфлоте. Его судно обеспечивало движение советских кораблей из Таллина в Кронштадт. Высаживал десант, подвозил им оружие и продукты питания.

Во время сражения за Моонзундский архипелаг тральщик выполнял многое. Он доставлял боеприпасы, подвозил новый десант, увозил раненых. В августе 41-го караван кораблей шел из Таллина в Кронштадт. Сигнальщик, катера заметил гитлеровские самолеты, которые через некоторое время напали на транспорт. На нем произошло возгорание. Тральщику Ларина было приказано спасти с него людей. В результате они сняли с горящего судна 18 человек.

Спустя год судно должно было провести за тралами советскую подлодку. Произошел бой, в ходе которого катер оказался один, без прикрытия. Скорость его была невелика, в любой момент его могли уничтожить враги. Но наши моряки выполнили задачу и возвратились домой.

Всего судно Ларино выполнило 320 тралений мин противника, спас от смерти свыше 500 военнослужащих. После завершения ВОВ Ларин еще 3 года служил в ВМФ. Скончался в 1991 году.

Сражение за Моонзунд

С началом ВОВ нацистские самолеты периодически совершали авианалеты на нашу территорию. К примеру, Москву впервые бомбили 22 июля. При этом ответных авиаударов немцы не ждали, и напрасно. Наше командование в ответ решило провести ответную бомбардировку Берлина. Лучшим плацдармом для вылета стал Моонзундский архипелаг.

С 7 августа до 5 сентября наши летчики выполнили 10 бомбардировок Берлина. На столицу Германии было сброшено 21 тонна бомб. Победа больше была символической, но она показала возможности советской авиации. К тому же фашисты были довольно сильно испуганы. Гитлер приказал уничтожить аэродромы, с которых осуществлялись вылеты на Берлин. После того как немцы взяли Таллин оборвалось снабжение авиационной группы. Налеты более не совершались.

6 сентября с эстонского берега фашисты начали бои за овладение Моонзундскими островами. Наши береговые батареи предотвратили высадку гитлеровского десанта. Через 2 дня нацисты овладели островом Вормси, 14 числа — островом Муху, 17 началось сражение за Саремаа.

Советские войска сначала были отведены на полуостров Сырве, но вскоре бои начались и там. В начале октября часть бойцов была перевезена на о. Даго. Через некоторое время — на полуостров Ханко.

Практически все советские бойцы, защищавшие острова архипелага, были убиты либо пленены. 6,9 тыс. советских военнослужащих погибла. 16,7 было взято в плен. 700 —эвакуировано. Потери противной стороны были существенно меньше.

Положительным результатом операции было то, что наши бойцы, защищавшие Моонзундский архипелаг, отвлекли на себя большие силы врага. Как следствие, группировка, осаждавшая Ленинград, была ослаблена.

Сторожевик «Бриз»

Сторожевой корабль «Бриз» осенью 41-го был в дозоре недалеко от Белого моря. Командовал им лейтенант А. Киреев. Дело было 25 ноября. Судно шло по линии, условно соединяющей Святой Нос и Канин Нос.

Ранним утром на отдалении в 3 кабельтовых сигнальщик обнаружил вражескую подлодку. Она находилась в надводном положении. Командир сторожевика отдал приказ обстрелять ее, и по вражеской субмарине было выпущено 5 снарядов. Два из них попали в цель. Однако, на нашем катере заметили, что подлодка стала медленно погружаться по воду.

Киреев принял решение протаранить гитлеровскую субмарину и катер на полной скорости помчался вперед. Киреев скомандовал рулевому Теплову направить судно прямо в середину подлодки. Буквально через несколько минут «Бриз» содрогнулся от сильнейшего удара. Многие члены экипажа упали, а рулевой перелетел через штурвал.

Наше судно протащило вражескую субмарину метров сто, после чего дало задний ход. Когда форштевень отцепился от кормы лодки, та сразу пошла на дно. Это был первый в ВОВ таран надводным судном подлодки.

Комментарии к статье - Знак «Ветеран ВМФ СССР»

Оставить комментарий