Медаль «175 лет Железнодорожным войскам»
В 2026 году железнодорожные войска России отметят 175-летие со дня основания. Это уникальное для своего времени формирование, ставшее одним из первых специализированных железнодорожных войск в мире.

Общественная награда к 175-летию ЖДВ
Юбилейная награда предназначена для поощрения ветеранов и действующих военнослужащих железнодорожных войск. Почётный знак выполнен в форме круга из латунного сплава золотистого цвета.
Памятная медаль относится к общественным наградам. Ею отмечают военнослужащих железнодорожных войск, ветеранов соединений, участвовавших в строительстве и восстановлении магистралей, а также лиц, внёсших значительный вклад в развитие войск и отрасли.
На аверсе размещена многофигурная композиция, отражающая специфику службы железнодорожных войск. В верхней части изображён пролёт металлического железнодорожного моста с характерной ферменной конструкцией. Справа видны элементы железнодорожного крана. В нижней части медали на фоне железнодорожного полотна и подвижного состава показаны двое военнослужащих‑железнодорожников в обмундировании, занятые работой на пути. У нижнего края размещено крупное число «175» на лавровой веточке, число покрыто тёмно‑красной эмалью и окаймлено рельефным металлическим контуром. По левому бортику, вдоль окружности, расположена лента с выпуклой надписью «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА».
Реверс медали более строгий. В центре помещён рельефный эмблематический знак — двуглавый орёл с распростёртыми крыльями. В орлиных лапах расположены молот и разводной ключ. На груди геральдической птицы размещён щит. Ниже, в две строки, выполнена надпись «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА». По кругу, вдоль канта, идёт надпись: в верхней части «МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ», в нижней части «РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Юбилейный знак крепится к классической колодке пятиугольной формы с булавочным зажимом на обороте. Металлическая основа обтянута шёлковой лентой с характерными цветовыми полосами: жёлто‑золотой, зелёный, красный и две узкие чёрные продольные полосы по левому краю. К награде прилагается удостоверение установленного образца.
Историческая справка
Создание специализированных воинских подразделений для обслуживания железнодорожного транспорта произошло по указу Николая I 6 августа 1851 года. Монарх подписал документ об организационной структуре управления магистралью между Санкт-Петербургом и Москвой.
В состав новых формирований вошли 14 рот военных рабочих, дополненные двумя ротами кондукторов и одной ротой телеграфистов. Общее количество личного состава достигло примерно 4340 служащих.
Основными обязанностями стали обеспечение безопасности Николаевской дороги и поддержание её работоспособности на участке между двумя российскими столицами.
Первый боевой опыт формирования получили в ходе военного конфликта с Турцией 1877—1878 годов, где успешно организовали непрерывную доставку грузов для действующей армии. Ко времени наступления нового столетия в России функционировало 12 специализированных батальонов, распределённых между четырьмя территориальными бригадами — в Барановичах, Туркестане, на Уссури и в Заамурье.
Период мирового военного противостояния 1914—1918 годов ознаменовался масштабным строительством — были проложены сотни километров стандартной колеи и несколько тысяч километров узкой.
Годы борьбы с фашистской Германией потребовали колоссальных усилий от военных строителей. Четырёхлетний период характеризовался прокладкой десятков тысяч километров железнодорожного полотна, возведением тысяч укреплений и мостовых переходов.
Мирное время после 1945 года ознаменовалось участием в создании БАМа и работами по устранению последствий катастрофы на атомной станции в Чернобыле. В настоящее время подразделения оснащены передовым техническим оборудованием. Профессиональный праздник отмечают шестого августа.

Комментарии к статье - Медаль «175 лет Железнодорожным войскам»
Оставить комментарий