Медаль «100 лет Морской авиации»
4.07.1916 года отечественные морские летчики впервые победили в воздушном бою. Эта дата и считается Днем морской авиации. В честь ее столетия основано несколько наградных знаков. Одной из них явилась памятная медаль «100 лет Морской авиации». Изготовлена награда ТПП «Челзнак».
Описание награды
Юбилейная награда «100 лет Морской авиации» выполнена из металлического сплава золотистого цвета и имеет вид диска поперечным сечением 3,2 сантиметра. Лицевая часть знака имеет несколько изображений. Внизу можно увидеть морские волны, по которым идет корабль. Над ним пролетает самолет.
В верхней части аверса — вертолет. Под ним надпись «100 лет», занимающая 2 ряда. Это срок существования морской авиации.
Вверху реверса размещена эмблема морской авиации. Это якорь, по обеим сторонам которого находятся крылья. В центре геральдического знака — щит. Под эмблемой — годы существования «1916—2016». Еще ниже на именование ведомства: «МОРСКАЯ АВИАЦИЯ ВМФ РОССИИ». Данные слова занимают 2 ряда.
Сверху наградного знака медали есть колечко, рассчитанное для связи с 5-угольной колодочкой. На последней лента. На ней несколько полос: желтая, голубая. Голубая окаймлена белыми 1-миллиметровыми полосками. Слева — 1-миллиметровый черный кант, справа 1-миллиметровый алый.
Как все начиналось
Проигрыш России в войне с Японией 1904—1905 годов был обусловлен несколькими причинами. Одной из них стало отсутствие на море разведывательных средств. Эту функцию мог выполнять аэроплан. В то время уже был совершен полет на самолете Райта. Впервые идея об использовании аэропланов с морских судов была выдвинута капитаном Л. Мациевичом.
Лев Макарович предложил создать специальное подразделение воздушного флота. Такой отдел был создан. В середине следующего года подполковник М. Конокотин предложил использовать летальные аппараты на море для нескольких задач:
- В разведывательных целях, для фотографирования объектов.
- Создания аэропланов, взлетающих и с воды и садящихся на нее.
- Появление специальных морских летательных аппаратов и авианосца
Сначала этот проект получил одобрение и даже начались работы, но через некоторое время Морской Генштаб признал план неэффективным. Там посчитали, что лучше использовать гидросамолеты, которые базировались на берегу. Появление гидроавиации состоялось весной 1910 года. Тогда французский пилот Фабр впервые взлетел с воды на гидроаэроплане. Через полтора года взлетел самолет-амфибия «Канар».
Однако, освоение этого направление влекло за собой потери. 24.09.1910 г. в авиакатастрофе погиб Л. Мациевич. Через два года то же самое произошло с мичманом В. Кудрявцевым. В конце 1910 г. в Севастополе была ОВФ открыта офицерская школа. Ее возглавил кавторанг В. Кедрин.
Весной 1912 года руководитель Морского Генштаба составил доклад о плане формирования на флотах авиаотрядов. Доклад был утвержден, на его основе была сформирована Опытная авиастанция Балтфлота.
В следующем году аэропланы, среди них и гидросамолеты, стали производиться в промышленном масштабе в нескольких европейских странах, в том числе и в нашей. 5 авиазаводов в нашей стране в 1913 году выпустили 270 летательных аппаратов, через 3 года выпуск составлял уже 1850 единиц. Моторы для них преимущественно приобретались за рубежом.
Но сначала гидросамолеты покупались за границей и подвергались модернизации. Такие варианты производили российские предприятия. В период 1913—1914 годов состоялись первые полеты отечественного гидросамолета С-10. Его конструктором стал И. Сикорский.
В первое время гидросамолеты на воду опускались с помощью подъемных кранов. Аналогично они поднимались на судно. Такой вариант был недорог и прост. В 1913 г. стали переоборудовать пароходы в авианесущие транспорты. В результате к началу 1-й мировой наша страна обладала 65 морскими военными аэропланами.
Во время войны авианесущие транспорты становились участниками морских боев. Гидросамолеты занимались корректировкой артиллерийского огня судов, с воздуха вели разведдеятельность. С них на вражеские корабли бросались бомбы, они осуществляли охрану своих судов.
Однако, первые гидросамолеты были довольно ненадежными и чего постоянно ломались по причине технических неисправностей. Из-за этого летчиков погибло больше, чем в воздушных боях.
4.07.1916 года 4 гидросамолета, взлетевшие с авианесущего судна «Орлица» сражались в воздухе с 4 кайзеровскими аэропланами. Это произошло над Балтийским морем. Бой завершился победой российских морских летчиков. 2 немецких самолета были сбиты, 2 бежали. У наших летчиков потерь не было.
Летом 1917 года в Морском ведомстве появилось Управления морской авиации и воздухоплавания.
Период СССР
После переворота 1917 года новой власти досталось только 40% авиапарка царской. Остальные летательные аппараты пребывали в неисправном состоянии. Весной 1918 года появилось ГУ Красного ВВФ. Морская авиация была передана в его ведение. Советская власть не могла обойтись без гидроавиации. Она использовалась на Волге, Каме, Северной Двине. В гражданскую войну было произведено более 3 тыс. вылетов.
27.04.1918 г. появилась авиация Балтфлота, в его составе появилась Воздушная бригада особого назначения. Спустя 3 года то же самое произошло на Черноморском флоте. На Тихоокеанском флоте морские летчики появились значительно позже — в 1932 году. На Северном — в 1936 г.
В 20-е, 30-е гг. морская авиация была частью ВВС КА. Приоритет тогда отдавался сухопутным войскам, их прикрытию. Большое значение придавалось борьбе с вражеской воздушной разведкой. В соответствии с этим обучались специалисты, строилась новая техника. Морская авиация находилась на втором месте. Поэтому строились в основном гидросамолеты, которые должны были производить морскую воздушную разведку. Специалисты выпускались лишь школой морских летчиков в Ейске.
В 30-е годы морские летчики стали недосягаемыми героями, примерами для практически всех жителей нашей страны. Они работали в полярной авиации, осваивали Северный морской путь. Первыми Героями Советского Союза в 1934 г. стали тоже летчики, спасавшие челюскинцев.
После появления Наркомата ВМФ гидроавиация стала его частью. Тогда она уже стала на равных с другими родами ВМФ. Ей стало уделяться повышенной внимание, появлялись современные оружие и летательные аппараты, готовились специалисты.
Все флоты стали оснащаться тяжелыми самолетами, которые использовались для поражения подводной части судов в открытых водах. Для обучения командиров открылся специальный факультет в ВМ академии. Все это привело к тому, что к началу ВОВ численность морской авиации заметно выросла, а ее качество улучшилось. В результате этот род войск стал одной из основных ударных сил ВМФ. С ее помощью наносились удары по наступающему врагу. Бомбардировщики почти всех флотов сбрасывали бомбы на порты противника. Особенно прославились балтийские летчики. Они в начале августа бомбили Берлин.
За период ВОВ авиацией ВМФ было сделано свыше 350 вылетов. Летчики уничтожила свыше 5 500 вражеских самолетов, 407 боевых судов, более 370 транспортов, перевозивших различные грузы и людей.
После войны продолжала создаваться современная техника. Она постепенно становилась реактивной, обладающей большей скоростью и дальностью. Работой руководились самые опытные специалисты. Их поддерживали адмирал Н. Г. Кузнецов, возглавлявший ВМФ, а после него С. Г. Горшков.
Большое значение стало придаваться борьбе с вражескими подлодками. В 50-е годы появился первый гидросамолет дальнего действия. Для поражения подлодок он был оснащен радиобуями, глубинными бомбами и торпедами.
На Балтийском и Черных морях для разведывательных целей стали применяться сверхзвуковые летательные аппараты. В ВМФ появились противолодочные корабли. С этого времени сформировалась корабельная авиация. Были созданы аппараты вертикального взлета. Закончилось строительство авианесущих крейсеров. Эти корабли много раз несли службу во многих районах различных морей и океанов. Затем была сформирована истребительная авиация.
Сегодня морская авиация состоит из нескольких подразделений. Среди них морской ракетоносное, противолодочное, разведывательное. Есть штурмовая авиация и т.д. Подчиняется руководителю авиации ВМФ. Сегодняшняя морская авиация обладает универсальностью, маневренностью и мобильностью.
Сухарников НИколай НИколаевич пишет:
13 апреля, 2016 в 11:57
Здравствуйте.
Случайно зашел на сайт и увидел медаль «100 лет Морской авиации», я с 1986 по 1996 год служил в морской авиации Краснознаменного Северного флота. И большое вам спасибо что вы это сделали. Ветераны да и сегодняшние военнослужащие с честью бы носили данную медаль. Я участник дальнего морского похода ноябрь 1995 март 1996 Средиземное море, наш флагман ТАВКР адмирал Кузнецов. Дневные и ночные полеты на вертолете КА-27, красота. Сейчас конечно остались воспоминания и остануться на всю жизнь. Я вспоминаю годы своей службы как бы с гордостью. А морская авиация это не что не объяснимое, надо жить этим.
С уважением,
капитан запаса, штурман-оператор вертолета Ка-27
Н.Н.Сухарников
Красноярский край, пос.Березовка ул.Заводская 57 кв 8
Владимир Панин пишет:
18 июля, 2016 в 12:49
В морской авиации ВМФ служил с 1969-87гг. Командир корабля морского ракетоносца ТУ-16. 69-77гг 143 МРАД, 568 МРАП КТОФ, Монгохто. 1977-87гг ДКБФ 12 ОИРАП г. Остров.
Был бы рад получить эту медаль через военкомат г. Омска.
«Ветеран военной службы» Будет ли такое вручение?
Сергей Васильев пишет:
19 июля, 2016 в 16:46
В 1961 году в Выборге закончил радиотехническую школу по специальности Воздушный стрелок — радист с отличием . Был направлен на Северный флот . Служил в поселке Сафоново в полку морской авиации . Полк назывался Отдельный морской противолодочный авиационный полк дальнего действия . Краснознаменный.Киркинесский Летал на Бе-6 палубным стрелком.Службу закончил с похвальным листом .Участвовал в испытаниях на Объекте 700 в 1961—1962 годах.
Чирков Сергей пишет:
11 ноября, 2019 в 10:04
Я отработал в авиации 40 лет. из них 20 на испытаниях миг29к.на чёрном и баренцевом море .награждён медалью 100 лет морской авиации .даёт ли медаль право на получение пенсионного «ветеран труда» ?