Авторизация:
База данных номеров наград

Открытая база наград и награждений СССР

Каталог орденов и медалей России

Общий список наград РФ

Каталог орденов и медалей СССР

Общий список наград СССР

Награды Российской Федерации

Поиск наград

Доска объявлений для, кто потерял или хочет вернуть найденную награду

Главная » Награды ВВС

Медаль «100 лет воздушному флоту России»

Медаль «100 лет воздушному флоту России»

Медаль «100 лет воздушному флоту России»

В истории авиации нашей страны 1910 стал особенным. Именно тогда, весной М. Ефимовым впервые в России был совершен полет на аэроплане. В том же году состоялось открытие севастопольской офицерской авиашколы. В честь этих выдающихся событий была учреждена общественная медаль «100 лет воздушному флоту России».

Описание награды

Памятная медаль «100 лет воздушному флоту России» круглая, латунная, отличается золотистым оттенком. Поперечное сечение составляет обычные для практически всех отечественных наградных знаков 3,2 сантиметра.

Практически всю поверхность аверса занимает изображение авиатора в летном шлеме образца начала ХХ века. Позади него — летящий аэроплан. По периметру медальон окаймляет надпись, являющаяся наименованием награды: «100 ЛЕТ ВОЗДУШНОМУ ФЛОТУ РОССИИ». Под портретом летчика выгравированы годы существования российской авиации: «1910—2010». Обе эти надписи отделены друг от друга 5-конечными звездочками.

На обороте размещено несколько слов, каждое из которых занимает отдельную строчку: «РОДИНА МУЖЕСТВО ЧЕСТЬ СЛАВА». Все это окаймлено венком из веток лавра, который в нижней части перетянут ленточкой.

У медали есть 5-угольная колодка. Она покрыта муаровой ленточкой светло-голубого цвета. По ее краям — две узкие 2-миллиметровые желтые полоски. В центре тоже желтая продольная полоса, ширина которой больше. К кителю знак крепится посредством булавки. Он находится на обороте колодочки.

М.Н. Ефимов — первый авиатор России

Родился Михаил Никифорович в 1881 году в Волгоградской области. Когда мальчику исполнилось 10 лет, его семья переехала в Одессу, где стал учиться в железнодорожном училище. У него было 2 брата, которые также стали знаменитыми летчиками.

Вскоре он стал заниматься велоспортом, причем вполне успешно. В 1908 и 1909 года выигрывал чемпионаты страны по мотоциклетному спорту. Тогда же увлекся планерным спортом, став первым в Одессе планеристом. В 1909 г. уехал во Францию, в г. Мурмелон учиться в авиашколе. Его учителем стал сам А. Фарман.

Уже у конце этого года Михаил Никифорович совершил свой первый полет, продолжавшийся 45 минут. Длительность полета была значительно большей, чем у остальных курсантов. Вскоре он установил следующий рекорд — по времени полета с пассажиром. В Одессе он впервые полетел 21.03.1910 г. Это происходило на ипподроме, собралось около 100 тыс. зрителей. Летчик совершил 5 полетов на аппарате «Фарман-IV».

Через месяц Ефимов стал победителем соревнований летчиков в Ницце. После этого он постоянно принимал участие в подобных мероприятиях и всегда занимал призовые места. Осенью 1910 г. состоялся первый в нашей стране праздник воздухоплавания. Он проходил в Санкт-Петербурге. Там ему было предложено возглавить авиашколу в Севастополе. Там он освоил многие фигуры высшего пилотажа.

После начала 1-1 Мировой по собственному желанию отправился на фронт. Был в авиаотряде летчиком-охотником, делал фото расположений врага, бомбил его. Уже в 1915 г. стал полным георгиевским кавалером. В следующем году попал на Румынский фронт, где воевал на истребителях.

Еще до Февральской революции примкнул к большевикам, занимался агитацией среди летного и обслуживающего состава. Когда в 1918 г. Крым захватила немецкая армия, Михаила Никифоровича арестовали. После прихода большевиков он был освобожден. Однако, через небольшое время КА была вынуждена отступить. Ефимов был вместе с армейскими частями, но из-за аварии машины попал в Одессу. После высадки десанта белогвардейцев был пойман и казнен.

С.Ф. Дорожинский

На свет Станислав Фаддеевич появился в 1879 году, в Севастополе, в семье дворян. Считается первым русским гидроавиатором. В 1901 г. окончил Морской корпус, а спустя 4 года — петербургский воздухоплавательный класс. На протяжении 3 лет руководил воздухоплавательным парком ЧФ.

Учился во Франции летному делу, получил соответствующее свидетельство летом 1910 г. Осенью того же года пролетел над Севастополем. Установил несколько рекордов, в частности, впервые пролетел над Черным морем. Спустя год сумел взлететь с поверхности воды, используя для этого гидроплан «Вуазет-Канар».

В 1913 г. стал офицером подводного флота, но через год, после начала 1-й Мировой, опять стал служить в морской авиации. В конце 1915 г. стал кавторангом. К 1917 г. командовал второй воздушной бригадой Балтфлота. После прихода к власти большевиков возвратился в Севастополь. Служил в рядах белогвардейцев на протяжении 3 месяцев. В 1920 году с семьей эмигрировал. В Россию он более не возвращался.

Жил в Турции, Польше, затем переехал во Францию. Купил участок земли, стал фермером. Занимался живописью, учился у К. Коровина, который был его другом. Скончался в 1960 г. в Ницце.

Есть сведения, что большивики среди прочих приговорили Дорожинского к утоплению. Это должно было произойти на барже смерти, однако он был спасен матросами.

Л.М. Мациевич

На свет Лев Макарович появился в 1877 году. В 24 года окончил технологический институт в Харькове, спустя 5 лет — морскую академию в Николаеве. Принимал участие в украинском национально-освободительном движении. Является одним из основателей 1-й политической украинской партии в России — РУП.

С 1909 г. являлся сотрудником отдела воздухоплавания. С интересом относился к развитию авиации, в 1910 г. был послан в Европу, чтобы перенять опыт. Обучался во Франции в авиашколе А. Фармана, по ее окончании получил соответствующее свидетельство.

В сентябре 1910 г. в столице проводился праздник воздухоплавания. Мациевич участвовал в этом мероприятии, совершая показательные полеты на «Фармане». Помимо того, он возил пассажиров, в числе которых были высокопоставленные особы, в частности, А. Столыпин. Льву Макаровичу передали просьбу Великого князя показать что-нибудь эффектное, после чего Мациевич поднялся на очень большую высоту.

Это случилось 24 сентября. В 6 часов вечера аэроплан авиатора стал разваливаться в воздухе. Пилот выпал из самолета. Все произошло на глазах многих людей. Авиатор был похоронен как национальный герой. Он стал первым человек, погибшим в авиакатастрофе в нашей стране. Гибель Мациевича привела к появлению ранцевого парашюта. Его изобрел Г. Котельников.

Валерий Чкалов

Легендарный советский летчик родился в 1904 г. В 1916 году окончил школу, после чего поступил в техническое училище Череповца. Через 2 года, в связи с закрытием училища, Чкалов был вынужден возвратиться домой. Там он помогал отцу, работая молотобойцем. Позже стал кочегаром на различных объектах, в том числе на пароходе.

В 1919 г. ушел в КА. Работал слесарем-сборщиком самолетов. Через 2 года поступил в школу ВВС, затем в военную авиашколу. После этого учился в военной авиашколе Москвы. В 1924 г. стал служить в истребительное эскадрилье Ленинграда. В этот период он часто демонстрировал свою дерзость и бесстрашие.

На его счету несколько довольно опасных полетов, за что он много раз был наказан. Есть легенда, что летчик пролетел под Троицким мостом, но документальных подтверждений тому нет. Недисциплинированность Чкалова привела к тому, что он был осужден на год за пьяную драку, но отсидел лишь полгода.

В Брянске, после обвинения в лихачестве был приговорен к году лишения свободы, но выпущен спустя месяц. Ушел в запас, перейдя на летно-испытательную работу. В 1930 г. стал работать в НИИ ВВС РККА, участвовал в испытаниях множества моделей самолетов. В 1935 г. ему был вручен орден Ленина.

В следующем году принял участие в перелете из Советского Союза на Дальний Восток и был руководителем экипажа. За это стал Героем Советского Союза. В 1937 г. совершил перелет в Америку на расстояние более 8,5 тыс. км.

После этого Чкалов отказался от предложенного ему поста Наркома НКВД. Гибель летчика произошла 01.12.1938 г. Это произошло на испытаниях И-180 на Центральном аэродроме — остановился двигатель. Похоронили Чкалова в Кремлевской стене.

Родственные награды

К юбилейной дате было учреждено много наград, среди них:

  • «100 лет военной авиации России». Награда приурочена к вековому юбилею российских ВВС, эта дата отмечалась в 2012 году.
  • «Отличник войск ПВО». Общественная медаль была учреждена для награждения личного состава российской противовоздушной обороны.
  • «100 лет ВВС России». Данная общественная медаль была основана для поощрения людей, имеющих отношение к авиации.

Комментарии к статье - Медаль «100 лет воздушному флоту России»

Оставить комментарий