Медаль «110 лет подводному флоту России»
Подводный флот нашей страны относительно молод. 19.03.2016 года ему исполняется только 110 лет. В честь этого события было учреждено несколько наград. Одна из них — медаль «110 лет подводному флоту России». Изготовитель награды ТПП «Челзнак».
Описание награды
Общественная медаль «110 лет подводному флоту России» выполнена в форме круга золотистого цвета. Диаметр его стандартный — 3,2 см. На переднем плане аверса находится подводная лодка. Позади нее развеваются два флага.
Внизу — Андреевский, на его белом полотне перекрещены две синие полосы. Подобное пересечение полос имеет название Андреевского креста. Это и дало название морскому флагу. Выше расположен военно-морской флаг СССР. Он представляет собой белое полотно с голубой полосой внизу. На нем расположены красная звезда, а также серп и молот.
Под субмариной — две ветви дуба. Между ними поле коричневого цвета, на котором расположены цифры «110» золотистого цвета.
На реверсе несколько надписей. Верхним полукругом расположены слова: «ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ РОССИИ». Внизу — даты существования подводного флота в нашей стране: «1906—2016».
Вверху медальона предусмотрено колечко, посредством которого он соединяется с колодкой 5-угольной формы. Сверху колодки ленточка, на которую нанесены синяя, голубая, оранжевая и черная полоски. Синяя полоса окаймлена белым.
История подводного флота
Считается, что первая подлодка появилась в Англии. Это произошло в 1620 г., ее построил голландский ученый К. Ван-Дреббель. Испытания проходили на Темзе. Лодка была построена из дерева, ее внешняя часть была обшита промасленной кожей. Под водой она двигалась с помощью весел. Современники утверждали, что судно погружалось на глубину до 5 метров и могло находиться там не один час. Исследования были остановлены в связи с кончиной ученого.
В нашей стране подобное судно пробовали построить при Петре Великом. В 1718 г. плотник Е. Никонов утверждал в челобитной на имя государя, что готов заняться строительство лодки, которая будучи невидимой для врагов, сможет уничтожать их корабли. Император вызвал Никонова в столицу и велел ему начинать строительство. Лодка была построена и прошла испытания в 1721 году. На этом мероприятии присутствовал и царь.
Для постройки умелец применял различные материалы: доски, полосы из железа, медные листы, кожу и т.д. После этого государь приказал изобретателю построить судно больших размеров. Никонов начал работу, но она была остановлена в связи со смертью Петра. Построенная же русским изобретателем лодка была помещена в сарай, где и сгнила. Задумка Никонова, требовавшая больших финансовых затрат, была названа несостоятельной.
Как был создан подводный флот
Попытки построить свою подлодку в России продолжались. В конце 19-го века стало ясно, что стране нужен собственный военно-подводный флот, ведь в Америке и европейских странах он уже появился.
Некоторые лица, руководившие кораблестроением, полагали, что необязательно строить собственные суда, предпочтительнее приобрести готовые за рубежом. Другие считали, что наша страна должна иметь свои технологии и предприятия, делающие подлодки. После того, как США нарушили договор о поставке боевых подлодок, спор был решен в пользу собственного подводного кораблестроения.
Первым российским подводным судном стал «Дельфин». Он был спущен со стапелей петербургского Балтийского завода в 1904 г. Автором проекта являлся И. Бубнов. Его соавтором стали каперанг М. Беклемишев и инженер-механик И. Горюнов. По-другому судно именовалось миноносец № 133. Работала подлодка на бензиновом двигателе.
«Дельфин» по своим параметрам обладал многими преимуществами по сравнению с американской подлодкой, выпущенной компанией «Фултон». Его водоизмещение составляло до 135 тонн. Его максимальная скорость над водой была 9 узлов, под ней — 4,5. Дальность подводных плаваний доходила до 28 миль. Аппарат был оснащен 2-мя торпедными аппаратами Джевецкого. В состав экипажа входило 2 офицера и 20 матросов.
Но датой рождения подводного флота считается 19.03.1906 г. В тот день был выпущен царский Указ о создании подлодок.
Первые потери
«Дельфин» имел большое количество недостатков. Было несколько случаев, когда судно тонуло. При этом даже гибли люди. Для строительства судов нового типа были необходимы специалисты. Обучение на «Дельфине» проводил кавторанг М. Беклемишев. Но в этом процессе были допущена спешка, в результате чего произошла трагедия.
В 1904 году подлодка совершала учебное погружение. Им руководил лейтенант Черкасов. Помимо него, в лодке было 2 офицера и 34 матроса, хотя судно было рассчитано на 13 человек экипажа. Все остальные были учениками. Конструкция подлодки обладала большим недостатком. Чтобы избавляться от излишков воздуха, люк нужно было держать приоткрытым, а в момент погружения быстро захлопывать.
Но судно было перегружено практически на две тонны. В итоге оно стало уходить под воду гораздо быстрее. Это обстоятельство не было учтено, люк вовремя не закрыли и подлодку наполнила вода. В живых остались лишь 2 офицера и 10 матросов. Остальные, в том числе Черкасов, утонули. Через некоторое время субмарина была поднята и даже участвовала в войне с Японией.
В этой войне впервые были использованы суда нового типа, однако существенного вклада в ее итоги они не внесли, так как имели множество недостатков. Но это был бесценный опыт, результаты которого дали возможность построить более совершенные подлодки. В их числе «Касатка», «Акула». Появились 24 субмарины «Барс», являвшиеся лучшими российскими подводными судами дореволюционной эпохи.
Советские подлодки
Октябрьский переворот и последовавшая за ним гражданская война явились причиной того, что судостроение почти остановилось в развитии. Лишь в 1926 г. было решено начать восстановление русского подводного флота. Реконструировались не только прежние модели, создавались новые. «Барсы» вскоре заменили более совершенные «Декабристы». Последние по своим параметрам ничуть не уступали зарубежным аналогам. К тому же условия нахождения экипажа в них были значительно улучшены. Каждый подводник стал иметь отдельную койку. В лодку помещалось 53 человека.
В 30-е годы появилось сразу несколько серий боевых субмарин. Среди них знаменитая «Щука». В общей сложности к началу ВОВ в ВМФ было около 300 подлодок. Наша страна тогда обладала самым большим подводным флотом в мире.
Эти суда внесли большой вклад в итоги войны. Многие подводники прославились своими подвигами. Одним из самых известных стала атака подлодкой К-21, которой командовал Н. Лунин, фашистского линкора «Тирпиц». Этот немецкий корабль считался одним из самых сильных в свое время. Недаром его именовали «призраком северных морей». Хотя торпедирование корабля не привело к его уничтожению, но заставило повернуть его и всю гитлеровскую эскадру обратно.
После окончания ВОВ руководители страны уделяли большое значение развитию подводного флота. Ведь по числу надводных судов США существенно опережали СССР. Совершенствовалось их техническое оснащение, улучшались параметры. Время автономного плавания и тоннаж субмарин существенно выросли.
Атомные подлодки
В 1958 г. была построена атомная подлодка. Это позволило субмарине находиться под поверхностью воды значительно более долгое время. Помимо этого, скорость судна была увеличена. Первым подобным советским судном и третьим в мире стал К-3 «Ленинский комсомол». Заложено оно было в 1955 г. в Северодвинске. Спущена на воду субмарина была спустя 2 года, а в 1958 г. вошла в состав флота.
Это судно совершило очень долгий переход под ледяным покровом Северного Ледовитого океана. 07.07. 1962 г. подлодка оказалась у Северного полюса. Там был водружен флаг Советского Союза. Эксплуатировалась лодка К-3 до 1991 г. Сейчас из нее сделан музей, она находится в Мурманской области.
Сегодня в состав российского подводного флота входит несколько десятков подлодок различных типов и назначений. Перед ними ставятся разные задачи, от ликвидации подводных и надводных судов до разрушения наземных объектов врага. Подлодки имеют дизельные и атомные двигатели. Большая часть кораблей построена во времена СССР. Однако, подводный флот сейчас активно развивается.
Создаются новые виды субмарин. К 2020 году предполагается ввести в строй нескольких десятков современных подлодок. Наследие СССР постепенно заменяется на более совершенные модели.
геннадий пишет:
27 июля, 2016 в 16:55
а кому вручается медаль 110 лет подводным силам?
Пинчук Николай Алексеевич пишет:
25 ноября, 2016 в 15:51
Пинчук Николай Алексеевич .
Мною была пройдена срочная служба на подводной субмарине в 1976—1979годах.Северный флот.Гремиха. Участвовал в длительных походах.
Обидно, на празднике города Полесска Калининградской области(где я проживаю) в 2006году всем сослуживцам разных подводных флотов вручали награды медаль «100 лет подводному флоту России», а про меня забыли. Вопрос до сих пор меня мучает, почему...
Приятно было-бы получить данную награду.