Авторизация:
База данных номеров наград

Открытая база наград и награждений СССР

Каталог орденов и медалей России

Общий список наград РФ

Каталог орденов и медалей СССР

Общий список наград СССР

Почетные звания Российской Федерации

Поиск наград

Доска объявлений для, кто потерял или хочет вернуть найденную награду

Главная » Знаки СССР, Награды СССР

Нагрудные знаки Красной Армии (1941—1945) СССР

img_75341-450x450Великая Отечественная война, продолжавшаяся четыре года, а если точнее — долгих 1418 дней и ночей, явила миру образец величайшего героизма нашего народа в борьбе с фашистской агрессией. Миллионы людей на фронте и в тылу днем и ночью отдавали все свои силы во имя достижения победы.

Лучших из лучших за их ратный труд Родина отмечала государственными наградами. Наряду с орденами и медалями были учреждены и нагрудные знаки, которые вручались за высокое воинское мастерство самому Главному Творцу Победы — Солдату.

История этих знаков, начавшаяся с их утверждения в 1942 году, уходит своими корнями в более чем столетнюю традицию. В после революционной России для новых знаков, в частности предназначенных для Красной Армии, прототипами служили царские.

Они и стали тем фундаментом, на котором была возведена новая стройная система знаков, утвердившаяся в Красной Армии в предвоенное двадцатилетие.

В годы Великой Отечественной войны создается своя система нагрудных знаков, опять-таки унаследовавшая все лучшее от предыдущих.

Следующий этап этой истории — послевоенная система знаков, просуществовавшая до 90-х годов.

При всей условности разделения советских нагрудных знаков на четыре периода (Гражданская война, предвоенный, Великая Отечественная война и послевоенный) надо сказать, что, конечно, знаки не менялись сами по себе, а каждый раз отражали концептуальные изменения, происходившие в Вооруженных силах страны. Но независимо от этих изменений, от количества и разнообразия знаков объективно существуют общие законы развития,

знакв силу которых каждый вид награды занимает свою иишу. Историк В.А. Борисов в своей книге дает универсальную таблицу, которая позволяет достаточно точно ориентироваться при определении места и назначений знака. Из пятнадцати подгрупп этой таблицы во время войны было «задействовано» только две. Это наградные: за отличия в боевых действиях все виды «отличников» и информационные должностные — типа «Командир подводной лодки» и другие. В то же время есть такой знак, который одновременно является и наградным, и информационным, как, например, «Гвардия». И это вполне объяснимо, поскольку любая классификация в какой-то степени носит условный характер.

Так, можно сказать, что во время войны было принято к производству небольшое количество знаков:

двадцать три «отличника», два знака морской авиации, знаки «Командир подводной лодки» и «Гвар дня» («общая» и морская). В то же время, как свидетельствуют факты, их было гораздо больше. Знаки выпускались на многих заводах, продолжительное время и в разных условиях то есть существовали объективные условия для того, чтобы возникло большое количество их разновидностей. Зачастую они были мало похожи друг на друга, несмотря на одни и те же технические условия (ТУ).
Автор этого издания стремился по возможности выявить и описать знаки не только военных лет, но и проследить их развитие в течение длительного времени с их производства. Тут надо заметать, что некоторые из них выпускались до 50-х годов, другие — до 90х, а третьи служат до сих пор. Несмотря на обилие литературы (особенно в последнее время) по фалеристике, к сожалению, нет справочника с детальным описанием хотя бы основных их разновидностей. Предлагаемая книга — первая попытка сделать это.
В работе широко использовались сборники приказов НКО СССР, НК ВМФ СССР, ВМ СССР, ВММ СССР и МО СССР, официальные издания: «Ведомости Верховного Совета СССР», газета «Красная звезда», работы по фалеристике.

НЕУТВЕРЖДЕННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОБНЫЕ ЗНАКИ

Несомненно, одним из самых плодовитых художников, чьи работы были воплощены в металле в виде орденов, медалей и знаков, был Н.И. Москалев. До войны по его эскизам были изготовлены знаки «Хасан» и «Отличник РККА», а во время войны — целый ряд орденов и медалей. Были у него проекты и знаков отличия.
Одним из первых был «Истребитель немецких оккупантов», изготовленный в конце 1941 года. Но в условиях войны этот знак уже не отвечал своему предназначению, как, впрочем, и многие другие его «собратья» довоенного производства. Другой проект был связан с партизанской наградой, когда было решено учредить для народных мстителей орден, медаль и знак. Работа ІІ.И. Москалева и в этом случае остановилась на стадии проектного рисунка. Шел 1943 год, положение на фронте коренным образом изменилось в пользу Красной Армии, и нужен был другой подход.
Идея ордена и знака для партизан так и осталась на бумаге. Была учреждена только медаль «Партизану Отечественной войны» двух степеней работы И.И. Москалева, а вопрос с орденом окончательно был решен только в 1944 году. Учрежденный тогда орден Богдана Хмельницкого отчасти стал как бы «партизанским». (И. И. Москалев был одним из соавторов и этой награды.)
Неутвержденные проекты и пробные образцы знаков несли на себе отпечаток довоенного времени и, скорее всего, именно поэтому не могли быть приняты в широкое производство. В 1942 году начиная те учреждение орденов, медалей и знаков, продолжающих лучшие традиции русской и советской наградной системы: они на многие годы определили основные принципы развития не только отечественной, но и зарубежных наградных систем.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЗНАКА

Первоначально знаки «Гвардия» изготовлялись на Щербинском штамповочно-механическом заводе НКПС. Это объяснялось тем, что генерал-лейтенант А.В. Хрулев, началь­ник Главного управления тыла Красной Ар­мии, одновременно, с 25 марта 1942 года, стал еще и наркомом путей сообщений.

По мере увеличения числа гвардейских частей и соединений к изготовлению знаков стали подключать и другие заводы, в частности Штамповочное эмальерно-гравировальное производство НКПС, артель (впоследствии завод) «Победа» и другие.

Образцы знаков разного производства заметно отличались друг от друга. Это обстоятельство и привело к возникновению большого количества вариантов знака. Так, например, у «Гвардии», изготовляемой на Щербинском ШМЗ НКПС (именно ее изображение было помещено в газете и стало официальным), первоначально полотнище знамени было гладким — его просто залили эмалью. Затем решили сделать мелкую насечку, чтобы знамя на «Гвардии» искрилось. Насечка производилась в виде точек, пунктирных линий, чешуи, в столбик, в шахматном порядке и т.д. Сами знаки были округлыми, овальными, удлиненными, плоскими, выпуклыми, рельефными и т.д. Отличались они друг от друга и цветом эмали: от оранжево-красной до темно-вишневой.

В конце войны на нижнюю кромку знамени, а впоследствии и на верхнюю стали наносить насечку, символически обозначающую бахрому. Причем если на Щербинском заводе эта насечка имела вид вертикальних полос с небольшим наклоном вправо, то на заводе «Победа» она выполнялась горизон­тальними волнистыми линиями.

После войны появился знак с реальным изображением бахромы, изготовленный на эмальерной фабрике Московского товарищества художников. Этот знак был переходным: на полотнище знамен была насечка, а на нижней кромке — бахрома. Почти сразу там же был изготовлен и следующий вариант, где полотнище знамени — в волнистых линиях, имитирующих муар. Некоторое время такие же знаки изготовляли на НM3 МПС и на «Победе», но вскоре Министерство обороны стало размещать заказы на изготовление военных знаков исключительно на «Победе».

Отметим такую немаловажную деталь: если на заводах НКПС (МПС) знаки «Гвардия» были округлой формы, а на МТХ — овальной, то на «Победе», главном изготовителем, — удлиненной. Изменилось и приспособление для крепления: диаметр нарезного штифта с 4 мм (как на орденах) уменьшителя до 3. Если но старой технологии на штифтах делали резьбу и паяли их на знак, то теперь стали паять готовые болтики.

На эмальерной фабрике МТХ, как правило, сперва паяли штифт, после чего делалась резьба, которая, естественно, не доходила до конца, что и является одним из главных определителей знаков, наготовляв­шихся на МТХ.

Разумеется, с упрощением и удешевлением производства менялись и материалы для изготовления знаков. От томпака (иногда меди и латуни) и «горячей» эмали перешли к легким сплавам, алюминию и «холодной» эмали, а в дальнейшем и к эмалевой краске. Последние образцы изготовлялись уже без штифта — на булавочном креплении и кроме «Победы» изготовлялись фабрикой спортивных знаков и други­ми предприятиями.

ПРАВИЛА НОШЕННЯ ЗНАКА

Во время войны и в первые послевоенные годы знак «Гвардия» носился даже тогда, когда военнослужащий проходил дальнейшую службу в обычной, негвардейской, части. Например, гвардии полковник В.И. Сталий после 3-й гвардейской ИАД принял под свое командование обычную, 286-го, ИАД, оставаясь, как и прежде, гвардейцем. Более того, нередки были случаи, например, во время войны, когда часть становилась гвардейской, а кто-то убывал к новому месту службы или по ранению. Тогда знак «Гвардия» вместе с сопроводительным документом пересылался гвардейцу по месту новой службы или в госпиталь. Так, например, генерал-полковник И.Х. Баграмян, командовавший 11-й гвардейской армией, был назначен командующим 1-м Прибалтийским фронтом с присвоением звание генерала армии, но гвардейский знак, как и полагалось, продолжал носить. Командир эскадрильи 1 го ПАДа капитан И.И. Пстыго уже после того, как стал гвардейцем, был назначен на другую должность. Когда же летчикам 1-го ШАДа были врученные знаки «Гвардия», знак капитана И.И. После того был послан ему на новое место службы. После войны знаки «Гвардия» выдавались в течение пяти лет. Согласно решению военного министра СССР, начальник Генерального штаба своей директивой дал указание с 1 января 1951 года временно прекратить выдачу знаков «Гвардия».Но были исключения. Подполковнику (вследствие генерал-лейтенант) Н.А. К слову, назначенному в 1951 году начальником штаба полка 2-й гвардейской стрелковой Таманской дивизии, знак «Гвардия» был торжественно вручен 22 февраля 1952 года. Лейтенант (впоследствии генерал-полковник авиации) И.М. Дмитриев, проходя службу в 73-м гвардейском истребителем Сталинградско-Венском Краснознаменном ордена Богдана Хмельницковго авиационном полку, в 1953 году был торжественно посвящен в гвардейцы, но сам знак «Гвардия» получил в 1961 году.Выдача гвардейских знаков была возобновлена Приказом министра обороны СССР Маршалом Советского Союза Р.Я. Малиновским № 254 от 10 ноября 1961 года.По этому Приказу право ношения знака «Гвардия» сохранялось только во время прохождения службы в гвардейской части. Например, генерал-майор С.И. Постников, командующий 7-й гвардейской армией, был назначен начальником штаба округа и в соответствии с новыми правилами ношения военной формы одежды и знаков отличия перестал носить знак «Гвардия», поскольку гвардейских округов не существует. Но и здесь были исключения — те, кто стал гвардейцем во время войны, как правило, носили этот знак не только на протяжении всей своей службы, но и после нее, зачисленные в запас или уволенные в отставку. Например, старший лейтенант В.К. Мерец-ков стал гвардейцем в 1942 году на Волховском фронте. Прослужил более полувека в вооруженных силах, был командующим войсками округа, а уйдя в запас в звании генерал-полковника, как и полагался фронтовикам, В.К. Мерецков носит на парадном мундире гвардейский знак.

ВРУЧЕНИЕ ЗНАКА

Во время войны знак «Гвардия» вручался в торжественной обстановко, на общем построении, с выносом боевого знамени. Молодое поколение, распределявшееся в гвардейские части и соединения, удостаивалось этой чести после боевого крещения, а в авиации и на флоте — только после не-скольких боевых вылетов или похода. Это правило распространялось как по рядовой состав, так и на офицерский.

Удостоившемуся гвардейского звания кроме нагрудного знака полагался документ. Но тут не было какого-то единообразия.

Запись о выдаче знака солдатам и офицерам, как правило, заносилась в красноармейскую книжку или удостоверение личности. Но очень часто это правило не соблюдалось. Иногда звание гвардейца упоминалось в на-градных документах. В некоторых частях выдавались справки, удостоверения или специальные книжечки. Но были случаи, когда штамп гвардейской части о выдаче знака ставшийся на листке обычной бумаги или, скажем, на обратной стороне топографической карты.

С вручением знака тоже были свои особенности. Например, летчику И.И. Пстыго, военврачу А.А. Куракиной (Маргеловой) знаки были вручены всего один раз. Л.С. Пелинскому, после тяжелого ранения попавшему служить в другую гвардейскую часть, знак был выдан повторно, а Л.С. Черкасу, которому довелось служить в нескольких гвардейских частях, в том числе и после войны, знак вручался трижды.

Были парадоксальные случаи, когда летчикам гвардейского минно-торпедного авиационного полка BBC Балтийского флота выдавались знаки «Гвардия» для ВМФ (см. фото Демидова Р.С.), а летчикам соседних с ними истребительных гвардейских авиационных полков, которыми командовали В.Ф. Голубев и А.А. Мироненко, выдавались обычные знаки. Несмотря на то что звание гвардейца полагалось от красноармейца (краснофлотца) до генерал-полковника (адмирала), были исключения. В 1952 году главный маршал авиации А.Е. Голованов вступил в командование гвардейским воздушно-десантным корпусом и был единственным, кто стал гвардейцем в столь вы соком звании. После войны, в 60-е годы, посвящение в гвардейцы и вручение нагрудного знака, к сожалению, превратилось в формальность, а почему в значительной степени утратило свой воспитательный характер.

ОТМЕНА ЗНАКА

После 1991 года с отменой советской наградной системы — был отмёнен и знак «Гвардия».

Правда, через некоторое время снова по­явились различного вида знаки «Гвардия», чем то напоминавшие старые. Общая компоновка была сохранена, но знамя стало трехцветным, а место звезды занял орел. Наподобие этой российской была изготовлена и украинская «гвардия», но уже со своим двухцветным знаменем и трезубцем вместо звезды. Но все эти знаки не были утверждены. Официальным российским знаком стал новый: «георгиевский крест» с лентой, щит с Георгисм Победоносцем и трехцветным рос­сийским флагом — нагромождение эмблем и символов. К тому же знак изготовлялся из алюминия (а также из пластмассы) и покрывая просто краской. Если советский знак «Гвардия» был легко узнаваем, то новый стал одной из многих (очень многих!) алюминиевых поделок под старые русские полковые знаки.

Надо отметить, что и после отмены совет­ской «Гвардии», учитывая ее огромную и заслуженную популярность, некоторые предприятия продолжали ее выпускать.

ЗНАК «ГВАРДИЯ» ДЛЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Несмотря на то, что знак «Гвардия» был учрежден как единый, в ВМФ решили учредить свой, только для моряков, гвардейский знак. Работой руководил начальник организационностроеного управлення НК ВМФ капитан 2-го ранга (впоследствии вице-адмирал) Б.М. Хомич, одаренный художник, ставший автором многих других морских наград. Он предложил использовать прямоугольную (применявшуюся в русской армии и па флоте) пластину, обтянутую традиционной, принятой еще при Екатерине Вели­кий, гвардейской (черно-оранжевой) лентой.

Здесь надо сказать, что это решение не было простым использованием старых традиций или вульгарным копированием. Причины появлення знака морской гвар­дий в таком виде были гораздо глубже. К.В. Полетика, известный специалист в об­ласти военной атрибутики, объясняет появление знака морской гвардии следующим. Для гвардии в Военно-морском флоте были учреждены гвардейские (георгиевские) ленты на бескозырке. Но дело в том, что бескозырки на флоте носили только краснофлотцы. Младший же командный состав, не говоря уже об офицерах и адмиралах, — фуражки. Таким образом, отличительная принадлежность к гвардии ленточка на бескозырке была только у матросов, т.е. у краснофлотцев, которые в лучшем случае составляли половину экипажа. Остальная половина никаких отличительных знаков не имела. Именно поэтому зародилась мысль обрамить кусок гвардейской ленты и носить ее на груди. Тем более что эта идея хорошо сочеталась со старой русской традицией. В этом и проявился талант и эстетический вкус Б.М. Хомича, сумевшего в одном знаке незатейливой формы соединить старое и новое.Нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов своим приказом № 142 от 10 июня 1942 года утвердил этот знак. Он изготавливался из латуни, причем для командного и на нальствующего состава был золотистым, для рядового и старшинского — серебристым. Надо сказать, что эти знаки имели одну особенность: со временем покрытие — под «старое серебро» — стиралось, латунь обнажалась, и из-за этого знак приобретал вид офицерского. Этим и объясняется тот факт, что, несмотря на то что матросам было выдано знаков больше, чем офицерам, желтые (золотистые) встречаются чаще этих 6елых (серебристых), хотя и те и другие исключительно редки.После 19 июня 1943 года отмененные колодочки к орденам стали носить отдельно — как знак морской гвардии, отпилив кольца на нижней кромке и заменив красную ленту на георгиевскую, тем более что был учрежден орден Славы и его лента (шириной 24 мм) вполне подходила к колодочкам. Это были, как правило, колодочки от орденов Александра Невского и Отечественной войны І и II степеней. Чаще использовалиєь колодочки от второго ордена как более массового.Знак «Гвардия» для ВМФ производила эмальерная фабрика МТХ. Характерные особенности процесса: в 1942 — 1943 годах при изготовлении гаек на штифты знаков использовались старые, отработанные штампы, чем и обьясняются почти нечитаемые маркировки на гайках. Это характерно и для гаек, изготовленных для других знаков на МТХ: «Командир подводной лодки» и знаков командного состава авиации ВМФ. С середины 1943 года штампы заменяются, и гайки принимают привычные очертания.

Кроме того, одна партия знаков для гвардейцев Черноморского флота была изготовлена на булавочном креплении. Но были и другие изготовители. На флоте всегда было достаточно умельцев, которые работали в мастерских не только на берегу, но и на кораблях. Каждый корабль, а тем более большой, имел свои мастерские на борту, которые, не дожидаясь получения из центра новых знаков, приступали к их изготовлению. Большая часть знаков, например на крейсере «Красный Кавказ», была изготовлена именно таким способом, причем в очень сжатые сроки. Примером может служить сборный знак, изготовленный в конце 40-х — начале 50-х годов.Знаку морской гвардии почти 20 лет. Правда, его, как и «общую» гвардию, не вручали в течение 10 последних лет (1951 — 1961), а приказом министра обороны, возобновляющим выдачу гвардейских знаков, одновременно была упразднена его морская разновидность. Если знак «Гвардия» не выдавался в течение 10 лет, то морскую «Гвардию» изготовляли по-прежнему кустарным способом ввиду ее простоты. Все эти обстоятельства и служат поводом для споров в среде собирателей: какие знаки морской «Гвардии» считать «родными», а какие — нет. Видимо, спор может быть решен в пользу знаков, изготовленых на МТХ по заказу ВМФ, и отчасти таковыми можно считать знаки, изготовленные в корабельных мастерских в это же время.Это объясняется тем, что мощности МТХ были ограничены и не всегда поспевали с флотским заказом.

ИСТОРИЯ ЗНАКА «Командир подводной лодки»

Одним из первых отличий командного со­става в ВМФ во время войны стал нагрудный знак «Командир подводной лодки». Война на море, как и на суше, приняла ожесточенный характер. Особенно возросла роль подводного флота, успешно действовавшего на вражеских коммуникациях. Только за 1941 —1942 годы советские подводники по­топили на Североморском ТВД более 100 кораблей и судов. Впечатляющие успехи моряков были отмечены орденами и медалями. Появились первые гвардейские и краснознаменные подводные лодки. При той колоссальной ответственности, которая выпадала на долю всех без исключения подводников, центральной фигурой был, разумеется, ко­мандир. Без сомнения, именно его мастерство, знания и решительность предопределяли успех операции. И поэтому появление ко- мандирского знака вполне закономерно. Нужно иметь в виду, что в ВМФ погон тогда не было, знаков различия па петлицах, как в Красной Армии, — тоже. Были толь­ко нарукавные шевроны. Поэтому появление серебристого силуэта подлодки на кителе ко­мандира уже говорило о многом, кроме того, его легко было узнать не только в походе, но и на берегу.Однако история этого знака начинается не с серебристого силуэта. Когда было принято решение о введении этого знака, а его автором также был капитан 2-го ранга Б.М. Хомич, стилизованное изображение подводной лодки было золотистым. Приказом НК ВМФ № 170 от 12 июля 1942 года он и был утвержден. На многих фотографиях того времени все известные командиры подводных лодок запечатлены без него. Тем более что очень скоро спустя немногим больше года — этот знак был заменен другим (Приказ НК ВМФ № 383 от 16 ок-тября 1943 года). Новый знак был выпущен в небольшом количестве. В целом он повторял предыдущий, но рисунок силуэта стал более четким, а звездочка на корпусе была с гладкими гранями и без серпа и молота. Через некоторое время была изготовлена следующая крупная партия знаков посеребренная, с более четким рельєфом деталей подлодки.
Почти через двадцать лет статус знака был несколько изменен. Право его ношения кроме командира распрострапялось на старшего помощника и инженера-механика (командира БЧ 5), но только после получения приказа командира дивизии на самостоятельный допуск к исполнению обязанностей командира подводной лодки.
Приказом № 233 от 15 августа 1987 года знак стал называться «Командир корабля» и были изменены правила ношення знака «Командир подводной лодки» («Командир корабля»), оставив это право только за действующими командирами — по аналогии со знаком «Гвардия». Но здравый смысл все-таки возобладал, приказ вскоре был отменен, и право носить знак навсегда осталось за теми, кто был удостоен этой чести.
Характерная деталь: морские чиновники, предлагая оставить право ношення знака только за действутощими командирами ПЛ, видимо, забыли формулировку приказа наркома Н.Г. Кузнецова: «...занимающим и занимавшим должности командиров ПЛ».
Именно поэтому знак «Командир подводной лодки» носили адми-рал Ю.А. Пантелеев, вице-адмиралы Г.Н. Холостяков, Ф.С. Седель-ников и др., к моменту учреждения знака подводными лодками давно не командовавшне.
Производство знака в послевоенное время с, эмальерной фабрики Московского товарищества художников было передано заводу «Победа» — главному изготовителю нагрудних знаков для Вооруженных сил СССР. Сперва знаки делали из латуни и оксидировали под «старое серебро», позже, в 1960-х годах, выпускали без серебрения — «золотое» по идее, для ношення на парадной форме. В дальнейшем знаки изготовляли из томпака, что придавало им вид изделия из «нового серебра».
Характерно в этом плане высказывание Героя Советского Союза капитана 1-го ранга М. В. Грешилова. На вопрос, не моряк ли он, Михаил Васильевич неизменно отвечает: «Нет, не моряк. Я подводник!»

ИСТОРИЯ ЗНАКОВ АВИАЦИИ ВМФ

По аналогам со знаком «Командир подводной лодки» в ВМФ были учреждены и другие нагрудные знаки — для командного и начальствую всего состава морской авиации.

Инициатором учреждения знаков стал командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков, автором — капитан 1-го ранга Б.М. Хомич."

Знаки были двух видов: для летного и инженерно-технического со­става авиации. 22 мая 1943 года нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов своим приказом за № 180 утвердил их. Но эти знаки просуществовали недолго. Прошло менее полутора лет, когда приказом Н.Г. Кузнецова № 466 от 14 октября 1944 года взамен предыдущих были введены новые знаки. Автором этих знаков также был Б.М. Хомич. Никаких по­яснений по поводу столь быстрой замены одних на другие не было. По новые выглядели намного привлекательнее, да и крылья больше похо­дили на орлиные — основной мотив всех авиационных знаков. Кроме того, серп и молот не переместили на звезду. Старые знаки были суховаты и довольно условны, а кроме того, по своим очертаниям очень напоминали нагрудную нашивку для военнослужащих вермахта.

Знаки наготовлялись в мастерских Московского товарищества художников, причем в сжатые сроки. На гайках выпуска 1942 — 1943 годов, как уже отмечалось, надписи были «слепые» и почти не читались. На новых же знаках выпуска 1944 года гайки были новые, с читаемыми надписями.

Просуществовали «крылышки» до 1954 года, когда для авиации ВМФ были введены знаки летчика, штурмана и специалиста НАС, принятые в BBC еще в 1949 году.

НЕУТВЕРЖДЕННЫЕ ПРОЕКТЫ

Изготовлению знаков предшествовала разработка многочисленных проектов, которые просматривались А.В. Хрулевым. Некоторые из них так и остались на уровне рисунков, как, например, «Отличник продовольственной службы Красной Армии» и некоторые другие.
Рисунок знака «Отличный кавалерист» также остался на бумаге. Знак «Отличный строитель» послужил основой для отличных: минера, сапера, понтонера и дорожника. На основе «Отличника продовольственной службы КА» были изаготовлены и утверждены два знака отличников: повара и пекаря. Первоначальный вариант «Снайпера» (винтовка с шашкой) был использован для знака «Отличный разведчик» — добавился только бинокль.
Иногда изготовлялись пробные знаки (как правило, по одному экземпляру) и представлялись А.В. Хрулевым на просмотр И.В. Сталину, который и определял их дальнейшую судьбу.

ПРОБНЫЕ ЭКЗЕМПЛЯРЫ

Как и другие награды, знаки «отличников», прежде чем запускались в массовое производство, изготовлялись в пробных экземплярах.

Автор располагает изображением лишь од­ного пробного неутвержденного знака — «Отличный строитель». Описание знака — стандартное, но есть и существенные отличия: на медальоне насечка под эмалью выполнена в виде расходящихся от центра лучей. В нижней части щита — накладка из двух скрещенных тоноров, принятая в качестве эмблемы инженерных войск.

Знак этот не был утвержден по вполне понятным причинам: такая мирная профессия, как строитель, на войне звучит более чем странно. Предложение А.В. Хрулева назвать знак «Отличный инженер» или «Отличник инженерных войск» Сталин также отклонил. Он предложил учредить знаки отличных ми- нера, сапера, понтонера и дорожника, охвативших практически все сферы деятельности инженерных войск на фронте.

Но и этот — неутвержденный — знак «Отличный строитель» поражает изяществом форм и тщательностью обработки.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЗНАКА

Во время войны знаки «отличников» были самой массовой наградой. Заказы на их изготовление размещались на разных предприятиях Москвы — артели инвалидов «Победа» (впоследствии — опытно экспериментальный завод «Победа»), эмальерной фабрике Московского товарищества художников, Щербинском штамповочном заводе НКПС и ряде других, о чем свидетельствуют надписи на гайках. Предприятия эти были разными, и условия производства на них отличались друг от друга. Потому и сами знаки, часто одного наименования, очень отличались и по размерам, и по форме, и по завитому украшению, и по эмблеме, и даже по металлу. Отличались они, надо сказать, и по другой причине: считается, что выпусков было несколько, а почему и разновидностей должно бьть столько же — но уже производства одного предприятия.Однако при подробном ознакомлении с этими разновидностями и выявлении мест их изготовления невольно напрашивается вывод: знаки «отличников» целиком (т.е. в комплекте) во время войны и в первые послевоенные годы никогда не изготовлялись на каком нибудь одном заводе. Как правило, каждое предприятие чеканило по нескольку «своих» «отличников». Исключение составляли только массовые знаки, такие, как «Отличный артиллерист» и «Отличный связист», изготовлявшиеся на многих заводах, чем и объясняется большое количество их разновидностей — от 10 до 20.Поэтому более или менее однообразная подборка нескольких знаков, считающаяся выпуском, по сути дела, продукция одного завода. И более 10 «отличников», изготовленных в одном ключе, вряд ли удастся насчитать. Некоторые заводы чеканили не более одного вида знака, например, такого, как «Отличный пожарник», учрежденного для пожарных частей ИКВД. Почти весь заказ наркоматом был размещен на Заводе художественного гравирования, выпускавшем знак с двумя накладными деталями. Различия в знаках, изготовлявшихся в одно время на одном и том же заводе, чаще всего объясняются обновлением штемпелей.

Есть еще одно существенное различие в изготовлении «отличников» разными заводами, а именно: в обработке поверхности знака и деталей, покрываемых эмалью. В некоторых знаках эти детали были гладкими, что встречается крайне редко, некоторые же покрывались штрихом, пунктиром и звездочками. Последний способ давал наибольший эффект искристости детали под эмалью.Говоря об изготовлении знаков на разных заводах, надо иметь в виду, что производство, особенно во время войны, испытывало серьезные трудности с оборудованием и кадрами. Думается, именно этим объясняется большое различие внешнего вида «отличников»: от законченного изделия медальерного искусства до маловыразительной штамповки. После войны, когда надобность в большом количестве «отличников» отпала, заказы стали размещать на двух-трех заводах, в основном на «Победе», кроме того, появилась возможность более строго подходить к изготовлению знаков и точнее соблюдать технические условия.Самая серьезная попытка унификации знаков была предпринята в 1950 году (ТУ № 2005). Рисунок щитов однообразен, завитки на картуше не состояли из узких полос, медальон был высокий и выпуклый. Эти знаки изготовлялись на МТХ и «Победе». Разница между знаками была небольшая, чаще всего они отличались качеством эмали — на МТХ она была лучше. Но вскоре их изготовление было сосредоточено только на «Победе», где в 1953 году была выпущена серия однообразных знаков — вторая и последняя унификации (ТУ № 2293).Знак стал плоским, рисунок картуша — простым, медальон — низким. Эти знаки большого распространения не получили, т.к. старых запасов было вполне достаточно, а новые своей очереди так и не дождались, т.к. в 1957 году они были отменены.

ВРУЧЕНИЕ ЗНАКА

Знаки «отличников», как и «Гвардия», вручались наряду с орденами и медалями в торжественной обстановке на общем построении или на торжественных собраниях, посвященных знаменательным датам из истории страны, Вооруженных сил или части.Награжденному, как правило, выдавали справку или заносили соответствующую запись в его красноармейскую книжку. В НКВД (МВД) награжденному знаком «Отличный пожарник» выдавалась книжечка-удостоверение.

Еще во время войны были случаи, когда солдаты, сержанты и старшины удостаивались двух знаков «отличника». Так, например, повар артиллерийской части ефрейтор Т.А. Папочкина (Нешехонова), отмеченная знаком «Отличный повар», на первенстве в состязаниях орудийных расчетов дивизии на взаимозаменяемость показала высокие результати, за что и была награждена знаком «Отличный артиллерист» (Приказ по дивизии № 0186 от ЗО. 10.1944 г.), и такие случаи были не единичны. После войны, с усложнением ресшаемых армией задач, когда возросла требовательность к воинам при исполнении ими своих обязанностей, расширении круга обязанностей, повышении их профессионализма, награжденные двумя или тремя знаками военнослужащие были далеко уже не редкость. Приказом министра Вооруженных сил СССР Маршала Советского Союза Н.А. Булганина № 29 от 5 июня 1948 г.1 разрешалось награждать знаками «отличника» неоднократно. Причем это могли быть знаки и одного наименования, и разных — за успешное овладение смежными специальностями. На первом Всеармейском слете воинов-отличников среди присутствующих были солдаты, сержанты и старшины, удостоенные не только 3—4 знаков, но 7—8 и даже 9 «отличников».
И во время войны, и после нее знаки «отличников» вручались только солдатам, сержантам и старшинам срочной и сверхсрочной службы. Но были и исключения: так, снайпер Людмила Павличенко за свои выдающиеся заслуги в 1942 году получила знак «Снайпер» уже после присвоения ей первичного офицерского звання. Курсант Шуйского пехотного училища С.И. Постни-ков за отличные успехи в стрельбе -первое место на первенстве училища в 1950 году в виде исключения был награжден знаком «Отличный стрелок». Ему же несколь-ко лет спустя, уже лейтенанту, командиру разведывательного взвода, опять же в виде исключения, был вручен знак «Отличный разведчик».

ОТМЕНА ЗНАКА

После войны, особенно с начала 50 х годов, в Советской армии и флоте происходят качественные изменения. Появляются новое вооружение и специальности, а некоторые рода войск и службы, наоборот, расформировываются и исчезают. Вполне логично было ожидать, что и знаки за образцовую службу будут совершенствоваться: появлятся новые, изменятся старые. Но у высшего военного руководства были свои планы — Приказом министра обороны СССР Маршала Советского Союза Г.К. Жукова № 67 от 17.04.1957 года знаки «отличников» были отменены. Награды, столь славно послужившие в течение 15 лет, по мнению руководства, перестали отвечать своему предназначению. Вместо них были введены всего три: «Отличник Советской Армии», «Отличник ВМФ» и «Отличник ВВС».Но и здесь были исключения: «Отличный пожарник» остался на «вооружении» МВД еще на долгие годы. Но со временем он неузнаваемо изменился: растеряв две накладки, стал цельноштампованным, алюминиевым, покрытым краской вместо эмали, большим по размеру и маловыразительным.

ОПИСАНИЕ НАГРУДНОГО ЗНАКА «ГВАРДИЯ» ДЛЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Нагрудный знак морской гвардии представляет собой металлический прямоугольник с боковыми вырезами. Сверху и снизу — два горизонтальних прорезных отверстия, через которые продевается лента, скрепляемая концами на оборотной стороне. С обратной стороны имеется штифт с резьбой для крепления к одежде.
Лента шириной 32 мм. Рисунок ленты состоит из перемежающихся трех черных и двух оранжевых полос по 6 мм каждая. По краям оранжевые полоски по 1 мм. Размеры знака: высота — 24 мм, ширина —42 мм. Материал — латунь.
Для командного и начальствующего состава знак бронзировался под золото; для рядового и старшинского никелировался под серебро

ОПИСАНИЕ НАГРУДНОГО ЗНАКА «ОТЛИЧНЫЙ СВЯЗИСТ»

Нагрудный знак представляет собой фигурный щит, наложенный на позолоченный дубовый венок, ветви которого, перевиты лентой, выступают по бокам щита.

Поверхность щита покрыта рубиново-красной эмалью, а края — оксидированной полоской с симметрично расположенными на ней точками. В верхней части щита полоска переходит в витое украшение.

В верхней части знака на щит наложена покрытая рубиново-красной эмалью круглая пластинка, в середине которой позолоченное изображение серпа и молота. По краю пластинка имеет белый эмалевый поясок с надписью, сделанной золотыми буквами: «Отличный СВЯЗИСТ».

Белый эмалевый поясок по краям имеет позолоченные ободки, а в нижней части — пятиконечную звездочку.

В нижней части щита соответственно надписи помещается эмблема войск связи, покрытая позолотой.

ОПИСАНИЕ НАГРУДНОГО ЗНАКА «ОТЛИЧНЫЙ ПОНТОНЕР»

Нагрудный знак представляет собой фигурный щит, наложенный на позолоченный дубовый венок, ветви которого, перевитые лентой, выступают по бокам щита.

Поверхность щита и покрыта синей эмалью, а края — оксидированной полоской с симметрично распложенными на ней точками. В верхней части щита полоска переходит в витое украшение.

В верхней части знака на щит наложена покрытая рубиново-красной эмалью круглая пластинка, в середине которой — позолоченное изображение серпа и молота. По краю пластинка имеет белый эмалевый поясок с надписью, сделанной золотыми буквами: «Отличный понтонер».

Белый эмалевый поясок по краям имеет позолоченные ободки, а в нижней части — пятиконечную звездочку.

В нижней части щита помещается изображение якоря со скрещенными топорами.

Знак металлический; размер по вертикали — 46 мм, по ширине — 37 мм.

Па оборотной стороне знак имеет парезной штифт с гайкой для прикрепления знака к одежде.

ОПИСАНИЕ НАГРУДНОГО ЗНАКА «ОТЛИЧНИК ПВО»

Нагрудный знак представляет собой фигурный щит, наложенный на позолоченный дубовый венок, ветви которого, перевитые позолоченной лентой, выступают по краям.

Поверхность щита покрыта рубиново-красной эмалью, а края — оксидированной полоской с симметрично расположенными на ней точками. В верхней части щита полоска переходит в витое украшение.

В верхней части знака на щит наложена покрытая рубиново-красной эмалью круглая пластинка, в середине которой позолоченное изображение серпа и молота. По краю пластинка имеет белый эмалевый поясок с надписью, сделанной золотыми буквами: «Отличник ПВО».

Белый эмалевый поясок по краям имеет позолоченные ободки, а в нижней части — позолоченную пятиконечную звездочку и две симметрично расположенные точки.

В нижней части щита помещается позолоченное изображение зенитного орудия. Справа и слева от зенитного орудия помещено по одному прожектору с перекрещенными лучами в средней части (лучи покрыты белой эмалевой краской).

Знак металлический; размер по вертикали — 46 мм, по ширине — 37 мм.

На обратной стороне знак имеет нарезной штифт с гайкой для прикрепления знака к одежде.

ОПИСАНИЕ НАГРУДНОГО ЗНАКА «ОТЛИЧНЫЙ ШОФЕР»

Нагрудный знак представляет собой фигурный щит, наложенный на позолоченный дубовый венок, ветви которого, перевитые лентой, выступают по бокам щита.

Поверхность щита покрыта рубиново-красной эмалью, а края — оксидированной полоской с симметрично расположенными на ней точками. В верхней части щита полоска переходит в витое украшение.

В верхней части знака на щите наложена покрытая рубиново-красной эмалью круглая пластинка, в середине которой — позолоченное изображение серпа и молота. По краю пластинка имеет белый эмалевый поясок с надписью, сделанной золотыми буквами: «Отличный шофер».

Белый эмалевый поясок по краям имеет позолоченные ободки, а в нижней части — пятиконечную звездочку.

В нижней части щита помещается позолоченное изображение автомашины на оксидированном полотне дороги.

Знак металлический; размер по вертикали — 46 мм, по ширине — 37 мм.

На оборотной стороне знак имеет нарезной штифт с гайкой для прикрепления знака к одежде.

ОПИСАНИЕ НАГРУДНОГО ЗНАКА «ОТЛИЧНЫЙ ПЕКАРЬ»

Нагрудный знак представляет собой фигурный щит, наложенный на позолоченный дубовый венок, ветви которого, перевитые лентой, выступают по бокам щита.Поверхность щита покрыта рубиново-красной эмалью, а края — металлической полоской с симметрично расположенными по ней точками. В верхней части щита полоска переходит в витое украшение. В верхней части знака на щите изображена покрытая рубиново-красной эмалью круглая пластинка, в середине которой — позолоченное изображение серпа и молота. По краю пластинка имеет белый эмалевый поясок с надписью, сделанной золотыми буквами: «Отличный пекарь».Белый эмалевый поясок по краям имеет позолоченные ободки, а в нижней части — пятиконечную звездочку.В нижней части щита помещается позолоченное изображение полевой хлебопекарской сечки.Знак металлический; размер по вертикали — 46 мм, по ширине — 37 мм.На обратной стороне знак имеет нарезной штифт с гайкой для прикрепления знака к одежде.

ОПИСАНИЕ НАГРУДНОГО ЗНАКА «ОТЛИЧНЫЙ ТРАКТОРИСТ»

Нагрудный знак представляет собой фигурный щит, наложенный на позолоченный дубовый венок, ветви которого, перевиты лентой, выступают по бокам щита.Поверхность щита покрыта рубиново-красной эмалью, а края — оксидированной полоской с симметрично расположенными на ней точками. В верхней части щита полоска переходит в витое украшение.В верхней части знака на щит наложена покрытая рубиново-красной эмалью круглая пластинка, в середине которой — позолоченное изображение серпа и молота. По краю пластинка имеет белый эмалевый поясок с надписью, сделанной золотыми буквами: «Отличннй тракторист».Белый эмалевый поясок по краям имеет позолоченные ободки, а в нижней части — пятиконечную звездочку.В нижней части щита помещается позолоченное изображение трактора.Знак металлический; размер по вертикали — 46 мм, по ширине — 37 мм.На оборотной стороне знак имеет нарезной штифт с гайкой для прикрепления знака к одежде.

ОПИСАНИЕ НАГРУДНОГО ЗНАКА «ОТЛИЧНИК АВИАЦИИ»

Нагрудный знак представляет собой фигурный щит, наложенный на позолоченный дубовый венок, ветви которого, перевитые лентой, выступают по бокам щита. Поверхность щита покрыта небесно-голубой эмалью, а края — оксидированной полоской с симметрично расположенными на ней точками. В верхней части щита полоска переходит в витое украшение.В верхней части знака на щит наложена покрытая рубиново-красной эмалью круглая пластинка, в середине которой — позолоченное изображение серпа и молота. По краю пластинка имеет белый эмальевый поясок с надписью, сделанной золотыми буквами: «Отличник авиации».Белый эмалевый поясок по краям имеет позолоченные ободки, а в нижней части — пятиконечную звездочку и две симметрично расположенные точки.В нижней части щита помещается эмблема BBC — серебристые крылья с золотистым пропеллером и красной пятиконечной звездочкой.Знак металлический; размер по высоте — 46мм, по ширине — 37 мм.На обратной стороне знак имеет нарезной штифт с гайкой для прикрепления знака к одежде.

ЗНАКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Как уже отмечалось, советское медальерное исскуство оказало большое влияние на развитие наградных систем многих стран. С учетом нацио нальной специфики в этих страмах возникали «родственные» ордена, медали и знаки. В некоторых знаках использованы идеи, другие отдаленно напоминают советские оригиналы, третьи же представляют собой почти полную их копию.

Рассматривая наградную систему той или иной страны, легко заметить, как аналоги советских орденов, медалей и знаков заметно выделяются своим изяществом и лаконичностью на общем фоне.

НОВОДЕЛЫ И КОПИИ

Нагрудные знаки как объект собирательства пользуются устойчивым спросом и популярностью в среде коллекционеров и просто любителей. Все это дало толчок к изготовлению новоделов, копий и просто грубых фальшивок фалеристического материала, особенно редкого и ценного. Нагрудные знаки «отличников» также не избежали этой участи. Сперва стали изготовлять новоделы более редких знаков: «Отличный пекарь», «Отличный подводник», «Отличный торпедист», «Отличный понтонер», а потом и остальных. Коллекционер, пополняющий своё собрание, должен быть уверен, что знак оригинальный и занимает своё место на планшетке по праву. Новоделы (о копиях речь не идет — они слишком грубо сработаны), как правило, изготовляются старыми штампами, но этим все и ограничивается. Их легко различить по качеству металла, но ровному обрезу венка и материалу покрытия. Эмаль, как принято говорить, в отличие от старой «горячей», «холодная». Это легко определяется визуально нет прозрачности, искристости и яркости — и на ощупь: на старых знаках эмаль заливалась толстым слоем и серп с молотом, а также надпись на медальоне не прощупывались. Известно, что «Снайпер», «Отличный пулеметчик» и «Отличный артиллерист» некоторое время изготовлялись с накладными серпом и молотом. Знаки встречаются редко, и иногда на обычный знак прикрепляют серп и молот, чтобы поднять его ценность. Проверка довольно простая: на оборотной стороне обычных знаков проштампованы все детали, а на знаках с накладкой оборотная сторона медальона гладкая. Сам медальон плоский, но и здесь есть исключение. Знак «Снайпер» изготовлялся необычным способом: на медальоне проштамповывался рельеф серпа и молота, т.е. и было ложе для накладки. Серп и молот едва обозначены, и главное отличие настоящего знака «Снайпер» — плоский медальон. Кроме того, знаки выпуска времени войны и первых послевоенных лет имеют штифт и гайку особой порезки, ныне не встречающиеся в производстве.

Комментарии к статье - Нагрудные знаки Красной Армии (1941—1945) СССР

Оставить комментарий