Медаль «295 Каспийской флотилии» РФ | Портал о наградах, орденах и медалях России, СССР и стран мира
Авторизация:
База данных номеров наград

Открытая база наград и награждений СССР

Каталог орденов и медалей России

Общий список наград РФ

Каталог орденов и медалей СССР

Общий список наград СССР

Почетные звания Российской Федерации

Поиск наград

Доска объявлений для, кто потерял или хочет вернуть найденную награду

Главная » Награды ВМФ, Награды ВМФ, Общественные награды России, Юбилейные награды России

Медаль «295 Каспийской флотилии» РФ

Датой основания Каспийской флотилии считается 04.11.1722 г. Именно в этот день вышел Указ Петра I об основании Астраханского ВО и Каспийской флотилии. К очередной юбилейной дате была выпущена медаль «295 Каспийской флотилии». Изготовитель ТПП «Челзнак».

Дизайн медали

Награда имеет круглую форму традиционного поперечного сечения 3,2 сантиметра. Чеканится она из металлического сплава желтоватого оттенка. Центральный элемент аверса — военный корабль, идущий по морским волнам. Над судном помещена эмблема Каспийской флотилии, по обеим сторонам которой развеваются флаги. Справа — Андреевский, справа — военно-морской флаг СССР. Справа видны ракеты, выпущенные с корабля, и след от них.

Ниже корабля две веточки дуба. Между ними небольшой эмалевый коричневый щиток. На нем выгравированы цифры «295».

На обороте вензель, по обеим сторонам которого выгравированы даты существования Каспийской флотилии: «1722» и «2017». Ниже в 2 ряда расположено несколько слов: «КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ ВМФ РОССИИ». Еще ниже — 2 черточки, между которыми маленькая 5-конечная звездочка. На аверсе и реверсе имеется бурт.

У медали есть 5-угольная колодочка, на ленту которой нанесено несколько цветных полос. На обороте колодки — булавочный зажим.

295 Каспийской флотилии

Каспий до Петра

Каспий появился в результате разделения Сарматского моря на 2 части. Так образовались Черное и Каспийское моря. В древности Каспий звали Хвалынским морем. Одна из веток легендарного Великого Шелкового пути, соединявшего два мира — восточный и западный, который возник еще до нашей эры, проходила именно по нему.

Русские купцы и мореплаватели плавали по этому морю в Персию. В 1466 г. через него переплыл знаменитый Афанасий Никитин, написавший впоследствии о своих путешествиях книгу «Хождение за три моря».

После того, как Астраханское ханство в 1566 г. прекратило свое существование, и русские присоединили Астрахань и северный берег Каспия, появилась возможность основать там свою флотилию. Однако, эти планы не состоялись, так как России пришлось пережить трудные времена — безвластие, польское нашествие и т.д. После окончания Смутного времени они появились опять.

В 1666 г. Россия заключила с Персией договор о развитии торговли и провозе персидских товаров в западные страны. Наша страна должна была гарантировать безопасность товаров, переправляемых по Каспию. Поэтому в следующем году государь Алексей Михайлович велел начать строительство кораблей. В результате вскоре со стапелей сошел первый русский военный корабль «Орел». Судно сделало переход по Волге, и встало в Астрахани. Позже «Орел» и другие суда были сожжены соратниками С. Разина.

Основание Каспийской флотилии

Петр I придавал огромное значение военному флоту, и строил планы по завоеванию побережья Каспия. Но реализовать свои мечты он смог лишь после окончания Северной войны. Однако, подготовка шла и раньше. Еще в 1704 г. в Казани стали строить корабли для Каспийского моря. Усилиями русских мореплавателей была составлена его карта.

Летом 1722 г. из Астрахани в море вышел русский десант. Командовал им сам царь. Командовал этой эскадрой адмирал Апраксин. В результате русские захватили Дербент, который занимал очень выгодное положение для торговли. Были планы дойти до Куры и построить там крепость. Но сильнейший шторм уничтожил все корабли с продовольствием.

Петр, оставив гарнизон, возвратился в Астрахань. Стало понятно, что на этом море необходима постоянно действующая военная флотилия. В результате появился Указ, основывающий астраханский военный порт и флотилию. Через год русские предприняли еще один поход на западный берег, они подошли к Баку и взяли город. С Персией был подписан мирный договор. По нему к России присоединялись несколько городов, в том числе Дербент и Баку.

После Петра

Однако, после кончины Петра все завоевания в этом регионе были утрачены. Причина в том, что значительно ухудшились отношения с Турцией, поэтому в 30-х годах Персия получила обратно свои прикаспийские области. Свыше 50 лет у Каспийской флотилии были сложные времена. После этого она начала возрождаться.

В 1813 г. был подписан Гюлистанский мирный договор. По нему Россия получила монополию на содержание в Каспии военного флота. В Казани начали строиться военные корабли. В середине XIX века стало проводиться тщательное исследование каспийских берегов, в итоге появился Атлас Каспийского моря. В 1867 г. главные силы флота были переведены в Баку. Корабли для Каспия продолжали строиться.

В Каспийском море была найдена нефть. Вскоре там стала производиться ее промышленная добыча. В результате на этот регион обратили внимание самые сильные страны. В 80-х годах там появились первые танкеры. К концу века по морю постоянно ходило почти 350 наливных судов, что существенно упрощало экспорт нефти.

К началу XX века все суда флотилии на Каспии устарели. Их нужно было менять, поэтому вскоре на воду были спущены 2 канонерские лодки водоизмещением 700 тонн. Флотилия должна была охранять торговые и рыболовецкие суда. Помимо того, в ее задачу входила защита русских торговых и промышленных интересов в Иране. Каспийская флотилия в то время была частью ЧМФ.

После революции

Во время Гражданской войны, осенью 18-го появилась Астрахано-Каспийская военная флотилия РККА. Она должна была защищать Астрахань и устье Волги от захватчиков. Наибольшую опасность тогда представлял английский флот. Для усиления туда были направлены корабли Балтфлота. Флотилия базировалась в Астрахани. Уже в 18-м году морякам флотилии пришлось вступить в бой, так как англичане захватили Баку. Морякам пришлось сражаться на Волге и Каме, они помогали РККА брать несколько городов.

Летом 19-го вышел приказ РВС об объединении двух флотилий — Астрахано-Каспийской и Волжской. Она стала назваться Волжско-Каспийской. С 19-го по 20-й годы флотилией командовал известный революционер Ф. Раскольников. Под его руководством белый флот был уничтожен, белогвардейцы и английские интервенты отступили на территорию Ирана. Флотилия вернулась в Баку.

В 34-м была сформирована флотилия СССР. К началу ВОВ прямой угрозы этому региону не было, поэтому моряки, как обычно, несли только дозор. В конце лета 41-го они участвовали в десантной операции в Иране. Флотилия обеспечивала охрану перевозимых грузов, в первую очередь, нефти.

После ВОВ в этом регионе постоянно испытывались новые виды вооружения. После развала СССР основная база флотилии опять была перенесена в Астрахань. В 2010 г. Каспийская флотилия вошла в состав ЮВО.

Ф. Раскольников

На свет Федор Федорович Ильин появился в 1892 г. С 8-летнего возраста находился в приюте принца Ольденбургского. В 17 лет стал учиться в Политехническом институту Петербурга. Через год стал членом партии большевиков. Был сотрудником нескольких печатных изданий, в том числе, «Правды». В ПМВ не участвовал.

После февраля 17-го возглавил Кронштадтский совет, летом был арестован, освобожден в октябре. Участвовал в Октябрьской революции. Стал членом Учредительного собрания. В начале 18-го заявил, что покидает большевистскую фракцию.

Занял должность комиссара Морского генштаба, после этого — зама Троцкого. Участвовал в затоплении ЧМФ летом 18-го. Вошел в состав РВС Восточного фронта. Командовал Волжской военной флотилией. Осенью 18-го вошел в состав РВС Республики.

В конце декабря 18-го попал в плен к английским матросам, его поместили в лондонскую тюрьму. 27.05.1919 г. был обменян на 17 арестованных английских офицеров. После этого возглавил Астрахано-Каспийскую флотилию. Принимал участие в обороне Царицына. Стал кавалером 2-х орденов Красного Знамени. Летом 20-го возглавил Балтфлот.

В 21-м стал полпредом РСФСР в Афганистане. Затем он был полпредом в Эстонии, Дании, Болгарии. Весной 38-го не вернулся из-за границы, так как знал, что его арестуют и расстреляют. Жил в Париже. Обратился с просьбой к советскому руководству оставить ему гражданство СССР. Летом 39-го был объявлен вне закона.

В августе написал Открытое письмо Сталину, осуждающую репрессии. Скончался 12.9.1939 г. в Ницце. Официальная версия смерти — пневмония, но многие уверены, что его убили агенты НКВД. В 63-м реабилитирован.

Первой женой Раскольникова был писательница Л. Рейснер. Эта женщина стала прообразом комиссара в «Оптимистической трагедии» В. Вишневского. Второй женой стала М. Раскольникова.

Комментарии к статье - Медаль «295 Каспийской флотилии» РФ

Оставить комментарий