Авторизация:
База данных номеров наград

Открытая база наград и награждений СССР

Каталог орденов и медалей России

Общий список наград РФ

Каталог орденов и медалей СССР

Общий список наград СССР

Почетные звания Российской Федерации

Поиск наград

Доска объявлений для, кто потерял или хочет вернуть найденную награду

Главная » Госнаграды России, Награды Российской Федерации

Медаль Нестерова (Госнаграда РФ)

Медаль Нестерова была учреждена 2 марта 1994 г. в соответствии с президентским Указом № 442. Эта государственная награда названа в честь легендарного русского летчика, именем которого носит одна из фигур высшего пилотажа.

Медаль Нестерова

Основания для вручения

Предназначена медаль Нестерова для поощрения военных, служащих в ВВС, авиации иных родов войск ВС, ФСБ, ВВ Минобороны. Она выдается летчикам гражданской авиации, работникам авиапромышленности. Чтобы стать обладателем награды, нужно отважно и мужественно защищать Родину и государственные интересы РФ, иметь хорошие показатели в боеподготовке и др.

Располагается медаль слева, ее место в иерархии — за медалью Ушакова.

Как выглядит награда

Знак круглый, серебряный. Диаметр изделия — 3,2 сантиметра. С обеих сторон имеется буртик. На передней стороне изображен анфас знаменитый летчик. На нем военная форма и фуражка. Над его головой выбито: «ПЕТР НЕСТЕРОВ». Ниже — две ветки лавра.

На обороте — эмблема российских военных летчиков. Это двуглавый орел, в лапах которого меч, пропеллер и горящая граната. Ниже — значок «№__». В этом месте выбивается номер награды.

Колодка 5-угольного вида, на которую подвешивается медальон, покрыта васильковой лентой. Края окаймляют 3-миллиметровые желтые полосы.

История

Весной 94-го были утверждены сама медаль, ее Положение и описание. В них было написано, что материалом для изготовления медаль станет медно-никелевый сплав. Ровно через год вышли новые Положение и описание. В них говорилось, что награда должна быть серебряной. Очередные изменения были внесены в документы в начале 99-го.

Настоящий вид Положение приняло в 2010 г.

Награждения

На сегодняшний день медаль Нестерова получили около 150 человек. Она была им вручена за гражданские заслуги. Информация о людях, получивших награду за личное мужество, в открытом доступе отсутствует.

Среди обладателей медали одна женщина — Н. Литюшкина. Она служит 2-м пилотом самолета ОАО «Авиакомпания „Красноярские авиалинии“». Была награждена в 2007-м. Первым же кавалером награды стал А. Черняк. Он второй пилот самолета «Саратовских авиалиний».

Второй раз или посмертно медалью не награждают.

Предусмотренные льготы

Льгот обладателям медали Нестерова не положено. В 2006 г. вышел приказ Минобороны за подписью его тогдашнего руководителя С. Иванова, который устанавливал денежную выплату (5 окладов) награжденным. По президентскому Указу № 765 от 25.07.2006 г. эта выплата разовая. Рассчитывается на основании оклада, существовавшего на момент награждения.

Петр Нестеров

Имя знаменитого русского авиатора известно практически всем российским жителям. Когда речь заходит о фигурах высшего пилотажа, на ум большинства людей приходит лишь «петля Нестерова», которая иначе зовется «мертвой».

На свет будущий легендарный авиатор появился в начале 1887-го, в Нижнем Новгороде. Его отец служил в Кадетском корпусе, неудивительно, что туда Петя и поступил учиться. В 17 лет он закончил обучение, при этом считался одним из лучших выпускников заведения. Поэтому его сразу взяли в Михайловское артиллерийское училище.

Окончив его через 2 года стал служить в артиллерийском подразделении. В 1909-м был прикомандирован к воздухоплавательной роте. Она должна была корректировать артиллерийский огонь. В первый раз в воздух Петр Николаевич поднялся на аэростате. Но по-настоящему он полюбил небо годом позже, когда стал служить на Кавказе.

Там Нестеров стал близко общаться с А. Кацаном, который конструировал планеры. Следующим летом в отпуске у родителей Петр построил собственный планер, который даже смог ненадолго оторваться от земли. В 1911-м он поступил в воздухоплавательную школу и через год окончил ее с дипломом военного летчика.

Осенью 12-го был переведен в Варшаву. Там, в целях повышения боеспособности аэроплана, стал в ним экспериментировать. Он выполнял пике, планирование с высоты с выключенным мотором и т.д. Руководство эти опыты не одобряло. Но результаты они приносили. В начале 13-го у Петра Николаевича в воздухе загорелся двигатель. От смерти его спас исключительно опыт планирования.

Чтобы впервые сделать свою «мертвую петлю», летчик предварительно провел математические расчеты. Выполнение этой фигуры поразило весь авиационный мир. Сообщения об уникальном полете русского летчика были напечатаны во всех изданиях. Через некоторое время выполнить эту фигуру отважились и другие авиаторы.

В начале ПМВ Нестеров был на Юго-Западном фронте. Он был командиром авиаотряда. Его подчиненные, применявшие разработанные им методики, добивались прекрасных результатов. Недаром австрияки обещали большую награду тому, кто сможет сбить Нестерова.

26.08.1914 г. над галицийским городком Жолква Нестеров совершил таран австрийского «Альбатроса», самолета-разведчика. За его штурвалом находился барон Розенталь. Это был первый в истории авиации таран, стоивший Нестерову жизни. Похоронен он был в Киеве. Проститься с ним пришло огромное количество людей.

Город Жолква был назван в его честь. Правда, в 92-м ему было возвращено прежнее имя. Памятник легендарному авиатору был снят с постамента. Теперь на нем стоит памятник Е. Коновальцу, одному из деятелей печально знаменитой ОУН.

А.М. Климов

Александр Михайлович, один из обладателей медали Нестерова, увидел свет в 1956 г. В 73-м, после окончания 10-летки, был призван на срочную службу в СА. В 77-м стал выпускником ВВАУЛ в Сызрани. С 82-го по 83-й был в составе ОКСВ в Афганистане.

В ходе Афганской войны сделал почти тысячу боевых вылетов. Он бомбил позиции моджахедов, эвакуировал раненых и погибших советских бойцов. Его вертолет 5 раз был поврежден. Несмотря на это, машина всегда возвращалась на аэродром.

В 86-м стал летчиком испытателем, окончив соответствующие курсы. С 86-го по 94-й работал по специальности в ГК НИИ им. Чкалова. В 94-м ушел в запас. Звание — полковник. Так как Климов был высококлассным летчиком, его пригласили работать по специальности на столичный вертолетный завод им. Миля. Там он осуществил большое количество исследовательских работ. Им были освоены несколько десятков моделей вертолетов. К лету 2006-го налетал 5,1 тысячу часов. 1,7 тысяча из них — на вертолетах.

За испытания авиатехники осенью 2006-го Климов стал Героем РФ. По сей день выдающийся летчик работает на вертолетном заводе в Москве. Помимо Золотой Звезды, имеет еще несколько государственных наград, в том числе медаль Нестерова.

П.С. Дейнекин

Еще один обладатель награды, Петр Степанович, на свет появился в 37-м, в Ростовской области. В 55-м стал выпускником спецшколы ВВС в Харькове. С тех пор служил в ВВС. Через два года окончил Балашовское ВАУЛ, после чего служил в Дальней авиации.

В 65-м поступил на командное отделение ВВА им. Гагарина, которое окончил в 69-м. В 80-м продолжил обучение в военной академии генштаба ВС. В 1985 г. стал командовать 37 воздушной армией ВГ командования. Через 3 года был назначен на должность командующего Дальней авиацией. В 1990-м — первый зам Главкома ВВС. С лета 91-го — Главком ВВС, замминистра обороны Советского Союза.

С начала 92-го был назначен Главкомом ВВС Объединенных ВС СНГ. В сентябре 92-го назначен на должность Главкома ВВС РС. Эту должность занимал до 1998 г. После этого ушел в запас. Причина — предельный возраст нахождения на военной службе. В отставку ушел в конце 2002 г. Военный летчик 1-го класса. Налетал на самолетах самых разных типов свыше 5 тысяч часов. Герой РФ. Генерал армии.

Несколько лет возглавлял Управление Президента по вопросам казачества. С 2011-го возглавляет Общественный совет при Росавиации. Доктор военных наук. Профессор. Автор нескольких книг.

Ю.М. Сытник

Медалью Нестерова Юрий Михайлович был удостоен в 1996-м за большие заслуги перед государством. Известный летчик является заслуженным пилотом РФ. Летчиком работал в течение 43 лет. За это время его налет составил свыше 22 тыс. часов.

17.03.1991 г., в салоне самолета Ил-86, командиром которого он являлся, взорвались 2 бомбы. Как выяснилось позже, они были пронесены в самолет террористами. Несмотря на это, Сытнику удалось удачно приземлить свой самолет.

После окончания летной картеры работал в нескольких местах. Был летным директором в авиационной компании «Внуковские авиалинии». В 2012-м был включен в состав Комиссии при Президенте РФ. Занимался проблемами развития авиации общего назначения.

Метки: ,

Комментарии к статье - Медаль Нестерова (Госнаграда РФ)

Оставить комментарий