Авторизация:
База данных номеров наград

Открытая база наград и награждений СССР

Каталог орденов и медалей России

Общий список наград РФ

Каталог орденов и медалей СССР

Общий список наград СССР

Почетные звания Российской Федерации

Поиск наград

Доска объявлений для, кто потерял или хочет вернуть найденную награду

Главная » Награды ФСЖВ

Медаль «За доблесть» ФСЖВ

Медаль «За доблесть» ФСЖВ I и II степени

Медаль «За доблесть» ФСЖВ I и II степени

В конце декабря 1995 г. президентским Указом было утверждено Положение о ФСЖВ. Согласно ему 10.04.2001 года руководителем службы был подписан Приказ № 127 об учреждении новой медали «За доблесть» ФСЖВ. Так как в начале весны 2004 года железнодорожные войска были упразднены и вошли в состав Минобороны страны, эта награда более не вручается.

Правила награждения

Вместе с учреждением награды было утверждено Положение к ней. В этом документе сказано, что право на получение медали «За доблесть» имеют военные, проходящие службу в ж/д войсках за заметные достижения в развитии ЖВ. Основанием для вручения становились отличные результаты, показанные претендентами в области поддержания высокой боеготовности подразделений этого вида войск, хорошую боеподготовку, другой вклад, внесенный ими в период несения военной службы;

Положением предусматривалось поощрение и гражданских сотрудников ЖВ, среди которых работники различных НИИ, предприятий, учреждений профобразования ЖВ, показавшим существенные результаты в своей работе. Получали медаль и люди, внесшие заметный вклад в развитие науки, техники и культуры. Полагалась награда лицам за заметные достижения в обучении личного состава.

В некоторых ситуациях обладателями наградного знака становились и иные жители нашей страны, и иностранцы, которые оказали ЖВ существенную помощь в решении порученных им задач.

Существовало 2 степени награды. 1-я была предназначена для вручения военным, 2-я полагалась гражданским сотрудникам.

Первый приказ о награждении датируется 14.12.2001 года.

Правила ношения

Надевать медаль ЖВ «За доблесть» положено слева. Если у обладателя имеются и другие награды, ее месторасположение — после медали ЖВ «За отличие в службе». За ней должна находиться младшая награда — юбилейная медаль ЖВ «150 лет железнодорожным войскам России».

Описание изделия

Награда имеет привычную круглую форму. Ее поперечное сечение составляет 3,2 сантиметра. Изображения на разновидностях наград первой и второй степени идентичны. Они отличаются только материалом изготовления. Медаль 1-й степени имеет серебристый оттенок, 2-й — золотистый.

На аверс изделия помещен равноконечный крест. Он имеет черный цвет, края окаймлены широкой зеленой полосой. Концы креста прямые, расширяющиеся. В его центральной части находится малая эмблема ФСЖВ серебристого оттенка. На обороте изделия только одна фраза: «ЗА ДОБЛЕСТЬ». Она расположена в середине, горизонтально.

Для крепления к кителю предусмотрена пятиугольная колодочка, на которой висит медальон. Эта колодочка покрыта муаровой ленточкой из шелка, а которой расположены четыре продольные полоски. Две из них черные, две зеленые. На краях ленточки узкий белый кант.

На тыльной стороне колодочки есть булавка. «За доблесть» стала первым знаком ФСЖВ, в которой использована традиционная 5-угольная колодка, а не на 4-угольная, какую ведомство применяло ранее. После этого колодка была заменена и в остальных наградных знаках. Это произошло по приказу руководителя ЖВ в 2002 году.

Дизайн изделия разработан компанией «Академия русской символики «МАРС». Художником стала Ю. Булатенко. Предприятие-производитель — компания «Орел и Ко». Чеканились знаки отличия из нейзильбера, меди. Использовались ювелирные эмали.

История ЖВ

Датой основания отечественных железнодорожных войск считается 06.09.1851 года. Это произошло в соответствии с императорским приказом, утвержденным Николаем I. В результате было проведено формирование 14 военно-рабочих, 2 кондукторских и 1 телеграфическая рота. ЖВ насчитывали более 4 тысяч сотрудников.

На железнодорожные войска были возложены следующие функции: поддержка ж/д путей, мостов и т.д. в исправности. Помимо того, они должны были заниматься их охраной. В 1870 г. появились инженерный войска и сразу же ЖВ стали их частью.

Впервые в военных действиях новый вид войск участвовал в 1877 — 1878 гг. Это была русско-турецкая война. Их задачей стало обеспечение непрерывности снабжения отечественной армии на участке от Бендер до Галац. Война с Японией, продолжавшаяся с 1904 по 1905 гг. продемонстрировала всем огромное значение ж/д сообщения.

ЖВ являлись частью инженерных войск до 1908 г. Тогда они приобрели самостоятельность. Подчинялись они службе военных сообщений Генштаба. В период первой мировой на ЖВ были возложены разнообразные функции. Они должны были заниматься перешивкой колеи, строить заградительные сооружения, возводить ширококолейные дороги, превращать ж/д узлы в станции снабжения и т.д.

В результате за время военных действий силами военных железнодорожников было построено приблизительно 300 км ж/д с широкой колеей, примерно 4 тысячи км с узкой.

В начале 1918 года ВЦИК было решено ж/д войска расформировать. Но в ходе усиливающейся гражданской войны стало ясно, что обойтись без них трудно. Поэтому осенью этого же года на основании решения Реввоенсовета было создано 16 ж/д рот. До 1920 г. ЖВ отремонтировали и обеспечили функционирование практически 22 000 километров дорог, более 3 000 ж/д мостов. Эти войска помогли при военных конфликтах на КВЖД, у озера Хасан, реки Халхин-Гол.

Заслуги ЖВ в Отечественной войне переоценить сложно. Военные железнодорожники отремонтировали и построили примерно 120 000 км путей. В послевоенные годы они занимались Реконструкцией, ремонтом, строительством новых дорог.

Когда началось освоение целины, ЖВ стало прокладывать новые пути. До 1965 г. ими было построено более 1 700 км целинных дорог. Большие работы велись в Монголии. Там наши ЖВ ввели в эксплуатацию чуть менее тысячи километров различных путей. Одновременно с этим минеры, служившие в ЖВ, продолжали обезвреживание взрывоопасных предметов, которые остались с войны. Было найдено и обезврежено около 52 000 взрывоопасных предметов.

Одной из самых важных строек ЖВ и всей страны в целом являлось возведение БАМа. За 15 лет, с 1974 года было завершено строительство почти 1 300 искусственных сооружений, уложено практически 1 500 км основных и 450 км станционных путей.

ЖВ и современность

Весной 1992 г. после подписания президентского указа появились железнодорожные войска РФ. На основе ГУ ЖВ возникло Главное управление ЖВ. Оно находилось при Министерстве архитектуры РФ. Осенью того же года оно было преобразовано в Федеральное управление ЖВ при Министерстве путей сообщения. Через три года управление в результате реорганизации стало Федеральной службой железнодорожных войск. Еще через 9 лет, в марте 2004, ФСЖВ упразднили, а функции службы были переданы Минобороны.

За это время ЖВ неоднократно использовались для устранения последствий различных катастроф, других ЧС разного происхождения, случавшихся на железных дорогах. Большие работы были проведены в Чернобыле, Арзамасе, на Сахалине, в Армении и т.д. Военные железнодорожники привели в первоначальный порядок много дорог в Чечне. Много раз железнодорожные войска занимались восстановлением путей, мостов, разрушенных после боев, в других странах. Среди них Абхазия в 2008 г.

Родственные награды

За время существования ФСЖВ данной службой было учреждено несколько наградных знаков. Некоторые из них был созданы для аналогичных задач, в частности:

  • «За отличие в службе». Появилась в наградной системе железнодорожных войск весной 1999 года. Так как с 2004 г. ведомство прекратило свое существование, вручение данной награды более не производится. Ее обладателями становились военнослужащие ЖВ, прослужившие в ЖВ минимум 5 лет. Претендовать на нее могли люди, имевшие звание прапорщика или офицера.
  • «За безупречную службу». Документы об учреждении награды были подписаны руководителем ФСЖВ в феврале 1999 года. По причине упразднения службы награждение с 2004 г. не осуществляется. Была создана для поощрения военнослужащих ЖВ, обладающих достаточной выслугой лет. Предусматривалось 3 степени знака. Для их получения необходимо было прослужить соответственно 10, 15 и 20 лет. Старшей считалась I степень.
  • «150 лет железнодорожным войскам России». Была основана летом 2000 года соответствующим приказом. Спустя 4 года награждение медалью было прекращено. Ей отмечались военнослужащие ЖВ, прослужившие в них 10-летний срок. На награду могли претендовать люди, вышедшие в отставку, иные граждане при соблюдении определенных условий.

Комментарии к статье - Медаль «За доблесть» ФСЖВ

Оставить комментарий