Авторизация:
База данных номеров наград

Открытая база наград и награждений СССР

Каталог орденов и медалей России

Общий список наград РФ

Каталог орденов и медалей СССР

Общий список наград СССР

Почетные звания Российской Федерации

Поиск наград

Доска объявлений для, кто потерял или хочет вернуть найденную награду

Главная » Знаки СССР, Награды СССР

Знак «Отличник Минтрансмаша» СССР

Знак «Отличник Минтрансмаша»

Знак «Отличник Минтрансмаша»

После того как осенью 1945 г. был упразднен Наркомтанкопром, на его основе был создан Наркомат транспортного машиностроения. Спустя год он было переименован в Министерство трансмаш. Этим ведомством был учрежден значок «Отличник Минтрансмаша», предназначенный для поощрения самых отличившихся сотрудников, работающих в этой системе.

Внешний вид знака

Значок «Отличник Минтрансмаша» изготавливался в форме круга из сплава цветных металлов. Центральный элемент награды — паровоз, впереди которого размещена алая эмалевая звезда. Именно этот транспорт тогда был основной продукцией министерства. Слева над паровозом развевается красное эмалевое знамя, на полотнище которого золотыми буквами написано: «ОТЛИЧНИК». Правую сторону окаймляет ветка лавра.

Ниже паровоза колышется ленточка, на которой выгравировано: «МИНТРАНСМАША». Еще ниже — ветка лавра с буквами: «СССР». Для крепления к одежде на обороте значка предусмотрено винтовое крепление.

Значок был одним из серии наград, предназначенных для отличников социалистического соревнования. Они имели хождение с 1946 по 1957 гг. Существовало 2 вида значка — малый и большой. Большим люди награждались в период 1946—1954 гг. Позже, до 1957 г. выпускался малый знак.

Народные комиссариаты

В 30-х годах сложилась оптимальная на тот момент система управления народным хозяйством. Она базировалась на отраслевых принципах. Каждой отраслью руководил свой Наркомат. Всего существовало 10 наркоматов Советского Союза. 5 из них были общесоюзными, у них в каждой республик страны были представители. 5 были объединенными, управлявшие с помощью республиканских наркоматов. В 1946 г. наркоматы стали министерствами.

Каждое ведомство вводило собственные знаки трудового отличия. В 37-м появился значок «Отличник социалистического соревнования». Вслед за этим появились ведомственные награды и звания «Почетного работника» определенной отрасли.

Российское транспортное машиностроение

Трансмаш — отрасль машиностроения, задачей которого является производство подвижных железнодорожных составов. Помимо того, отрасль выпускает трамваи, составы метро, локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны, многое другое.

В царской России паровозы и железнодорожные вагоны стали массово производить на заводах в 40-х годах XIX века. Это происходило на петербургском Александровском заводе. Через 20 лет эта продукция стала производиться и на других предприятиях страны. Перед ПМВ, в 1913-м, в стране было произведено 477 паровозов, 12 000 грузовых, более 1,5 тыс. пассажирских вагонов

В Советское время транспортному машиностроению уделялось большое внимание. Постоянно выпускались новые, современные паровозы и составы. Был запущен Уральский вагоностроительный завод. В 1940 г. в стране произвели почти тысячу магистральных паровозов, свыше 30 тысяч грузовых.

После ВОВ вагоностроительные заводы были реставрированы очень быстро. Ранее занимавшиеся выпуском военной продукции Уралвагонзавод, заводы в Усть-Катаве и Мытищах вновь приступили к производству вагонов, трамваев и т.д.

Первый тепловоз стал эксплуатироваться в нашей стране осенью 1924 г. Он ходил по

Октябрьской ж/д. Через несколько лет электрическая и тепловозная тяга стали использоваться более активно. На паровозостроительном заводе в Харькове после ВОВ был освоен выпуск мощных тепловозов. Постепенно производство паровозов прекращалось.

Министерство трансмаша появилось 15.03.1946 г. из одноименного народного комиссариата. Спустя 7 лет, 05.03.1953 г. было объединено с Министерством тяжмаша и еще несколькими министерствами. Новое ведомства получило название Министерство транстяжмаша СССР. 19.04.1954 г. было создано снова из-за разделения Министерства транстяжмаша. 10.05.1957 г. окончательно упразднено.

За это время в министерстве сменилось несколько руководителей. Первым стал Вячеслав Александрович Малышев.

И.С. Носенко

Иван Исидорович родился в 1902 г. В 20-летнем возрасте поступил в кораблестроительный институт в Николаеве. До 1935 г. работал на разных должностях. В 35-м году стал главный инженером судостроительного завода. Через два года стал главным инженером треста 2-го ГУ народного комиссариата оборонной промышленности.

В конце 30-х годов стал директором ленинградского Балтийского завода. С весны 1940 г. — возглавил наркомат судостроительной промышленности. Во время ВОВ параллельно с этим стал первым замом наркома танкопрома. В 1944 г. стал контр-адмиралом.

Весной 1946 г стал замминистра судостроительной промышленности. В конце 1947 г. возглавил министерство транмаша. Оставался на этом посту до 1950 г. После этого опять перешел на работу в министерство судостроительной промышленности. В 53-м году возглавил министерство транстяжмаша. В 54-м году стал депутатом ВС. Скончался в 1956 г. Урна с его прахом замурована в Кремлевской стене.

Ю.Е. Максарев

Родился Юрий Евгеньевич в 1903 г. в семье военного. Место его рождения —Порт-Артур. В 30-м году окончил технологический институт в Ленинграде. Получил диплом инженера-технолога. С 1929 г. на ленинградском Кировском заводе. Дослужился до должности начальника цеха.

В 1938 г. возглавил харьковский танковый завод. Сделал очень многое для начала массового производства знаменитой советской машины Т-34. После начала ВОВ стал руководить нижнетагильским танковым заводом. Но в начале 42-го потерял эту работу за срыв выполнения плана производства танков.

Приказ о снятии с должности был отдан самим Сталиным. Максарева готовились отдать под суд. В ситуацию вмешался Зальцман, который в то время занимал пост наркома танкопрома. Он сам разобрался в том, что произошло на предприятии и обвинения с Юрия Евгеньевича были сняты.

В 46-м стал замминистра трансмаша, с 49-го — зампредседателя Бюро по машиностроению при Совмине. С 1950 г. возглавлял министерство трансмаша. В последующие годы занимал несколько высоких должностей.

С 1973 г. в течение 5 лет возглавлял Госкомитет по изобретениям и открытиям. Был депутатом ВС. В 43-м стал Героем соцтруда. С 46-го генерал-майор инженерно-танковой службы. На пенсию вышел в 1978 г. Скончался в конце 1982 г. Покоится на столичном Новодевичьем кладбище.

С.А. Степанов

Последним министром трансмаша стал С.А. Степанов, занимавший эту должность на протяжении трех лет, до упразднения ведомства. Родился он в 1903 г. Сначала учился в ленинградском горном университете, затем в МВТУ им. Баумана. В 1931 г. поступил в военную академию. С 1933 г. пять леи работал на коломенском заводе, занимая различные должности.

В 1938 г. был назначен на должность зама руководителя наркомата машиностроения, через 3 года стал замом наркома тяжмаша. Затем — зам наркома танкопрома. После ликвидации наркоматов — первый замминистра трансмаша. С 1951 по 1957 гг. — министр трасмаша с небольшим перерывом.

С 63-го года в течение двух лет занимал пост зампредседателя Госплана. Генерал-майор инженерно-танковой службы. Быд депутатом Верховного Совета двух созывов. Вышел на пенсию ы 1965 г. Скончался в конце 1976 г. Покоится на столичном Новодевичьем кладбище.

Соцсоревнование

Этот термин означал соревнование по производительности труда. Оно могло проводиться между предприятиями или подразделениями внутри их. Соревноваться между собой могли отдельные работники. По идее это являлось альтернативой капиталистической конкуренции. Широко использовалось в Советском Союзе, а также иных социалистических странах.

Везде люди соревновались друг с другом на добровольной основе Исключение составляли ВС. Важнейшей частью соцсоревнования являлись «социалистические обязательства». Соревнующиеся стороны обязаны были установить плановые или даже сверхплановые обязательства.

Оценка результатов обычно производилась перед праздниками. Победители получали как материальную, так и моральную награду. К последним относились грамоты, звания, знаки отличия и т.д.

Впервые соцсоревнование прошло на завода «Красный выборжец» в Ленинграде в 1929 г. Зачинателем этого движения стал рабочий М.Е. Путин. Это было время 1-й пятилетки, появилась необходимость развития морального стимулирования на рабочих местах.

Достаточно быстро призывы к социалистическому соревнованию были напечатаны во многих изданиях. Оно стало широко распространяться.

Комментарии к статье - Знак «Отличник Минтрансмаша» СССР

Оставить комментарий