Авторизация:
База данных номеров наград

Открытая база наград и награждений СССР

Каталог орденов и медалей России

Общий список наград РФ

Каталог орденов и медалей СССР

Общий список наград СССР

Почетные звания Российской Федерации

Поиск наград

Доска объявлений для, кто потерял или хочет вернуть найденную награду

Главная » Знаки СССР, Награды СССР

Знак «Отличный торпедист» СССР

Знак «Отличный торпедист»

Знак «Отличный торпедист»

В 30-е годы прошлого века появилось несколько знаков отличников, задачей которых было поощрение наиболее отличившихся членов ОСОАВИАХИМ и бойцов РККА. После начала ВОВ появилась необходимость пересмотреть уже существующие знаки и ввести новые.

В результате 21.05.1942 г. Президиум ВС принял решение об учреждении знака «Отличный торпедист». Одновременно с ним были введены другие значки для поощрения снайперов, артиллеристов и т.д.

Внешний вид значка

Все значки отличники были выполнены в едином стиле. Не стал исключением и знак «Отличный торпедист». Он сделан в виде золоченого венка из веток дуба, на котором располагается щит 3-угольной формы, имеющий 4 овальные выемки по краям. Ветки дуба, выглядывающие слева и справа, переплетены ленточкой.

На поле щита нанесена рубиновая эмаль. По его краям проходит полоса, покрытая оксидной пленкой. На полосе помещены точки, внешне напоминающие заклепки. Вверху полоска переходит в изящный завиток.

В верхней части щита помещена пластина в виде круга. Она также рубиновая. В центре круга расположены советские символы — серп с молотом. Они имеют золотистый цвет. По краю круга проходит белый эмалевый кант, на который золотистыми буквами нанесено наименование значка: «Отличный торпедист». По обоим краям канта золотистые ободки. В нижней части — золотая 5-конечная звездочка.

Под кругом размещена торпеда, свидетельствующая о назначении значка. Она позолочена. Размеры знака стандартные, —4,6×3,7 см. На обороте нарезной штифт с гайкой, посредством которых жетон крепится к одежде.

Кому значок вручался

Значок могли получить рядовые и младшие командиры РККА, ВМФ и войск НКВД. Жетоном отмечались самые лучшие торпедисты, отличившиеся в бою. Основанием для поощрения являлось точное наведение торпед, в результате чего были уничтожены цели противника. Награда полагалась бойцам, грамотно обращавшимся с оружием и техникой и т.д.

Знак «Отличный торпедист» находится в системе наград 1957 г. После этого все значки отличники были упразднены.

Торпеды

Это название носит самодвижущийся боевой снаряд. Морская торпеда движется под водой. Она состоит из корпуса в виде цилиндра, имеющего оперение и гребные винты. В ней находится боевая часть, горючее, двигатель, а также устройства управления. Были снаряды, имеющие кабины, в которые садился пилот смертник, носящий название камикадзе.

Самый распространенный калибр морских торпед 21-дюймовый, то есть имеющий диаметр корпуса 53,3 см. Средняя длина примерно 7 метров, весит приблизительно 2 тонны. Такими торпедами вооружены торпедные катера, миноносцы, подлодки, а также самолеты и вертолеты.

Первый подобный снаряд был создан нашим соотечественником — изобретателем И. Александровым в 1865 г. Торпеды Уайтхеда были созданы британским изобретателем Р. Уайтхедом годом позже. В первый раз она была использована в 1877 г., но неудачно — цель смогла ускользнуть.

Россия использовала новое оружие в начале 1878 г. во время войны с турками.Два российских катера; «Чесма» и «Синоп» уничтожили судно «Интибах», принадлежащее Турции. Операцией руководил адмирал Макаров. Использовались торпеды и позже, во время войны с Японией.

В ПМВ торпеды применялись воюющими сторонами не только в море, но и на реках. Вовремя ВМВ торпеды стали мощным оружием, используемым для войны на море. В послевоенное время появились торпеды с ядерными боезарядами. В нашей стране первое такое оружие появилось в 1957 г.

Торпедные катера

Такое название носят небольшие боевые суда, назначение которых — поражение торпедами вражеских боевых кораблей и транспортных судов. Такие катера широко использовались в период ВМВ. При этом к началу войны на всех морях их было немного, выпуск был резко увеличен после начала боевых действий.

К началу ВОВ в нашей стране было 269 катера, после чего было выпущено еще свыше 30. К тому же 166 судов предоставили союзники. Советские моряки, воевавшие на торпедных катерах, атаковали вражеские корабли и транспорта, уничтожали подводные лодки противника.

Они занимались высадкой десанта, выступали в качестве конвоя и дозора и т.д. Моряки, служащие на катерах, совершили множество подвигов. 36 из них стали Героями Советского Союза, А.О. Шабалин получил это звание дважды.

А.О. Шабалин

Родился Александр Осипович в 1914 г. С 1936 г. в ВМФ, воевал с финнами. В военных действиях ВОВ участвовал с августа 41-го. Командовал торпедным катером. К январю 44-го на его счету была уничтоженная фашистская подлодка, 4 транспорта, два сторожевика. В феврале 44-го стал Героем Советского Союза.

В ноябре 44-го за удачную высадку десанта Лиинахамари получил это почетное звание еще раз. После ВОВ, в 1969 г. стал замначальника Военно-морского училища. Контр-адмирал. В 1975 г. ушел в запас. Скончался в 1982 г.

Высадка десантников в Лиинахамари проходила следующим образом. Это случилось вечером 12.10.1944 г. Чтобы подобраться к порту, следовало переплыть залив шириной в 15 миль. Он полностью простреливался гитлеровцами. После этого необходимо было преодолеть три мили входа в фьорд. Вход был очень узким, недаром его звали «коридором смерти». Выполнить такое было под силу только настоящим героям.

Два передовых катера возглавлял А. Шабалин. Он был знаком с этим районом. На борту находилось 52 десантника. Они отчалили от пирса в 20-40. За ними отправились несколько торпедных катеров и охотников. На них располагалась основная часть морпехов — 660 человек.
Через два часа передовая группа оказалась у «коридора смерти».

Этот проход постоянно освещался осветительными снарядами. Наши моряки шли медленно, укрываясь под скалами. После этого они включили полную скорость и буквально ворвались в порт. Там их встретил массированный огонь. Но остановить моряков было уже невозможно. К причалам они подошли в 23-00, а спустя несколько минут морпехи были уже на берегу, участвуя в сражении.

После высадки десантников Шаблин подошел к мысу встречать основные силы. Морпехи в кратчайший срок захватили главные объекты порта.

А.И. Афанасьев

Родился Алексей Иванович в 1910 г. Служил в ВМФ с 32-го по 37-й годы. Вернулся на флот в 1939 г. Воевал с фашистами с первых дней ВОВ. Командовал торпедным катером на Балтфлоте. В первом же сражении В Рижском заливе уничтожил большой вражеский транспорт, на котором были военнослужащие вермахта и груз.

Спустя несколько дней смог потопить еще один транспорт и миноносец. До осени сумел причинить вред нескольким фашистским кораблям. За героизм 03.04.1942 г. стал Героем Советского Союза. Летом 45-го было направлено еще одно представление на присвоение Афанасьеву высшего звания. Однако, награды он так и не получил.

После ВОВ продолжил служить в ВМФ. Стал капитаном первого ранга. В 1961 г. ушел в запас. Скончался в начале 1978 г.

Один из подвигов Афанасьева. 13.07.1941 г. 4 советских торпедных катера рано утром стали двигаться в направлении каравана гитлеровских кораблей. Через несколько часов они их настигли. В караване было 48 самых разных судов, в частности восемь миноносцев и 20 торпедных катеров. Но наши моряки рискнули вступить с ними в бой.

Афанасьев получил приказ организовать дымовую завесу. Его катер, мчась на предельной скорости, на виду у фашистов, под ливнем пуль, сумел подобраться на минимальное расстояние к врагу и бросить дымовые шашки. Наши моряки под прикрытием черной завесы оказались вблизи каравана. Они действовали внезапно и быстро. В результате были уничтожены 2 транспорта и миноносец. Один из транспортов уничтожил катер Афанасьева. Так же быстро маневренные небольшие суда ушли от врага, который непрестанно поливал их огнем.

Аналогичный подвиг катер Афанасьева совершил 26.07.1941 г. ему опять было приказано организовать дымовую завесу. В результате боя морякам катера удалось уничтожить сторожевое судно и миноносец.

Довольно часто торпедные катера в море атаковали фашистские самолеты истребители. Но советские моряки вступали в бой и с ними. И 26 июля экипажу катера удалось сбить два гитлеровских самолета: «юнкерс» и «мессершмитт».

В общей сложности торпедные катера Балтфлота уничтожили и повредили свыше 120 гитлеровских кораблей и транспортов. Моряки СФ — более 70, ЧФ — более 60.

В Санкт-Петербурге, на площади Морской славы, установлен торпедный катер. Его заметно далеко с моря. У его постамента часто лежат живые цветы.

Комментарии к статье - Знак «Отличный торпедист» СССР

Оставить комментарий